Людмила Жданова
Родительское собрание в подготовительной группе. Обучающий тренинг для родителей «Природа глазами ребенка»
▼ Скачать
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе, Обучающий тренинг для родителей „Природа глазами ребенка“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и мы сегодня встретились с вами. Тема нашей встречи: «Природа глазами ребенка». Мы с детками показали вам занятие по экологическому воспитанию. Надеюсь, вы заметили, как много ваши дети знают о природе, о способах ее сбережения.
Но хочется отметить, что знания, которые они получают в детском саду, должны находить поддержку и дома.
Не секрет что человек относится к природе как потребитель, т. е. много берет, а обратная связь скудная. Но как вы уже поняли из занятия что человек не сможет существовать без природы. И мы с вами должны научить наших детей оказывать помощь природе или хотя бы не вредить. А как это сделать?
Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.
Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.
Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы? Природа окружает нас на протяжении всей жизни. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег — это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом – взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Кроме того, взрослый должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание (выращивать, защищать, охранять). Для того, чтобы дети бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.
Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой.)
Сейчас я хочу предложить вам немного поиграть, проверить свои знания о природе.
Поделимся на 2 команды и поиграем с вами.
В любом деле нужен настрой, вот и нашу игру, предлагаю начать с разминки. Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.
Разминка.
Вопросы для команды № 1
1. О чем писал Виталий Валентинович Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
2. Что внутри птичьих костей? (воздух)
3. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью во время листопада)
4. Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
5. Какую траву любят кошки? (валериана)
6. Самая высока трава? (бамбук)
7. Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)
8. Сколько ног у паука? (восемь)
9. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе (туман)
10. Пингвин птица или животное? (птица)
Молодцы, отлично справились с заданием, а теперь задание для второй команды.
Вопросы для команды №2
1. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
2. Какой месяц называют золотым? (октябрь)
3. Дышит ли цыпленок в яйце? (дышит через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить или плотно замазать клеем, то воздух не будет проходить внутрь, цыпленок задохнется)
4. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
5. Почему лиственницу называют «добрым деревом» (потому что у нее мягкая хвоя, она не колется)
6. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (паутинная)
8. Лесной петух? (глухарь)
9. Что означает плач березы весной? (сокодвижение)
10. Вороне через три года что бывает? (четвертый год пойдет)
Молодцы, хорошие знания показали в разминке.
«Экологический кроссворд»
Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
2. Бабочка эта «сухопутная» : летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)
3. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
4. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)
5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)
7. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
8. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
9. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки).
И выделенном столбике получилось слово: Одуванчик.
«Умная ситуация».
Дети очень часто задают вопросы. Их бесконечные «почему?» выливаются на взрослых бурным потоком, ставя иногда в тупик. Я сейчас для каждой команды раздам вопросы, как бы вы ответили своему ребенку.
1. Почему на деревьях листья осенью меняют цвет?
Ответ: Летом тепло и много солнечного света, поэтому листочки зеленого цвета. Осенью становится холодно, солнечные дни бывают редко. Такие изменения подсказывают деревьям, что скоро наступит зима. И они начинают готовиться к зимней спячке. Поэтому зеленый цвет листочков превращается в желтый или красный.
2. Почему некоторые животные спят зимой?
Животные, которые впадают зимой в спячку, питаются растениями и плодами. В теплое время года животные наедаются вдоволь, в их организме откладывается жир с запасом всех необходимых питательных веществ. Так что когда они долгое время не могут найти себе еду, то глубоко заползают в свои норы и засыпают. Жир снабжает животное питанием во время сна. Когда наступает весна, животных будит изменение температуры, влажность и чувство голода. Тогда они выползают из своего логова.
«Подумай и ответь».
1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
3. Кто в лесу огород вскопал? (Кабан)
4. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)
5. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)
6. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)
7. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)
8. Сколько ног у паука? (Восемь.)
Заключительное слово:
Уважаемые родители!
Было очень приятно встретиться с вами. Я рада, что вы приняли участие в нашей игре. Проигравших в ней нет: в выигрыше все взрослые. Надеюсь, что дети еще больше будут любить родную природу, проявлять большой интерес к ней, оберегать ее. Любить можно то, что хорошо знаешь. Наша задача: обогащать и расширять эти знания. Но главное - воспитывать бережное отношение к ней.
Я сегодня провела с детьми занятие и с вами собрание на экологическую тему, и теперь только от нас зависит, как будут относиться к природе наши дети. В глобальном масштабе природе помочь не можем, но научить детей беречь природу, это в наших силах!