Ольга Чиданова
Родительское собрание в первой младшей группе «Развиваем пальчики — стимулируем речь ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание для родителей в 1 младшей группе
«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»
Задачи:
1. Познакомить родителей с пальчиковыми играми.
2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Развиваем пальчики — стимулируем речь ребёнка“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.
4. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.
Ход проведения родительского собрания
Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада видеть вас на нашей встрече.
Сначала я расскажу вам, чему мы уже успели научиться:
- все дети знают, где находится их шкафчик, полотенце, горшок, кроватка.
-усвоили некоторые правила поведения в группе.
- практически все дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых.
- учимся раздеваться.
-учимся одеваться.
- научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки.
Как видите, научились мы многому, но еще больше нам предстоит узнать.
В нашей группе образовательный процесс строится по графику, утвержденному заведующим. Проходит 10 занятий в неделю.
Я предлагаю Вам ознакомиться с режимом дня и расписанием образовательной деятельности на стенде для родителей (принести с собой документы).
Каждый день проводится 2 занятия по 10 мин. каждое. Все занятия проходят в игровой форме. В течение дня проводятся различные игры (подвижные, дидактические, сюжетные, разучиваются пальчиковые игры и потешки, проводятся беседы с детьми, чтение сказок, разучивание танцев.
Так как тема сегодняшнего родительского собрания «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие», сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Точнее об одном из средств развития речи детей.
Всем извесно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.
А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме. Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача воспитателей и родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся ребенку! Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
Для начала я предлагаю вам превратиться в детей, встать друг за другом и пройти по дорожке «Путаница» (руки и ноги).
Давайте поиграем в игры и упражнения, которые я использую в группе и можно порекомендовать играть в домашних условиях.
Но сначала надо подготовить наши руки.
• Самомассаж
(Выполняют взрослые)
Вы готовы, глазки?
(Поглаживание век)
Да!
Вы готовы ушки?
(Поглаживание ушей)
Да!
Вы готовы, ручки?
(Поглаживание кистей рук)
Да!
Вы готовы, ножки?
(Поглаживание ног)
Да!
Вы готовы?
(Развести руки в стороны)
Да!
• Давайте превратимся в Золушку и разложим в две разные кружечки фасоль и горох, которые Я перемешала в большой чашке.
• В ёмкость с горохом запускает руки и изображаем, как месём тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
• В ёмкости с крупой, я спрятала игрушки. Мы называем их сухой бассейн. Запускаем туда руки и ищет игрушки.
Уважаемые родители, как вы думаете, для чего нужны такие игры?
Игры с крупой развивают воображение, мелкую моторику, координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие, мышление, усидчивость.
И не только! При соприкосновении рук с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Но следует не забывать, про технику безопасности, возможность попадания в рот, глаза, нос, уши.
• Проведём игру-соревнование на скорость. Кто скорее разложит большие и маленькие детали лего в два разных контейнера?
• Давайте сложим забавные фигурки из счетных палочек: лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Давайте вместе нарисуем предметы: забор, дождик, волны.
• Возьмите «ёжики», сделанные своими руками. Катаем «ёжиков» между ладонями, по рукам, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
• Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
• Давайте сделаем пальчиковую гимнастику :
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Теперь нам пора превращаться в взрослых. Игра «Кулачок – ладошка».
Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
ДОЖДИК
Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальцы
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол
• Расскажите пальчиками сказку
Например, про Курочку Рябу
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»,
Снесла курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала
(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»,
Хвостиком махнула
(помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.
• Поиграйте с пальчиками на бумаге.
Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое время препровождение пойдет малышу на пользу. Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру — забавного снеговика. Полезное занятие — «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта — получится бумажное мороженое. Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок — это будут рулетики или улиточки, кому что нравится!
Игра «Волны»
Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны – небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и / или нарисовать еще волны.
Игра «Прятки»
Нарисуйте картинку леса, например. Достаточно одного-двух деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу – два зверя, один из которых боится другого, например, заяц и лиса. Если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретами, художественными рамками или просто наклейте картинки. Малышу нужно спрятать одного из зверей, спасти от другого, то есть закрасить, как можно гуще. Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и так далее. Прятать можно большие персонажи и предметы или маленькие, это разнообразит ваши игры.
Итог собрания.
Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за внимание. Надеюсь вам было интересно и мои советы вам пригодятся в воспитании ваших малышей.
Так же хочу поблпгодарить всех родителей за помощь и активное участие в жизни детского сада и именно в нашей группе. Если у кого-то есть вопросы ко мне, я с удовольствием на них отвечу.