Чебунина Наталья Викторовна
Родительское собрание в первой младшей группе Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестанд
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»
Цель:
Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестанд» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;
2. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками»;
4. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.
Участники: родители и воспитатели группы.
Место проведения: помещение группы.
План проведения :
1. Подготовительный этап.
2. Основная часть:
• Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей.
• Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики.
• Обратная связь с родителями;
• Знакомство родителей с пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками».
• Вручение памяток по темам родительского собрания : «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук малышей с использованием подручного материала» и «Картотека пальчиковых игр».
3. Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия:
1. Подготовительный этап:
— Анкетирование родителей по теме : «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №3)
-Оформление памяток для родителей.
2. Основная часть:
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься — это различного вида вкладыши, пирамидки, мозайки, кубики, пазлы и т. д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.
Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.
-Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику? — Ответы родителей.
Мелкую моторику рук развивают :
• Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать — откручивать и т. д. ;
• Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т. д. ;
• Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т. д. ;
• Одевание и раздевание игрушек;
• Лепка из пластилина и теста.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их.
Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
2. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
3. «Прищепки» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;
4.»Сенсорная клавиатура» -развиваем моторику рук, речь; учим цвета, формы;
5.»Кто в яичке спрятался?» — развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;
6. «Найди в домиках …» — развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;
7.»Веселые мячики» — массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук;
8.»Шумелки» — развиваем тактильные ощущения руки, мелкую моторику рук, слух;
9.»Коллекция камней» — развиваем мелкую моторику рук, воображение, речь, тактильные ощущения;
10. «Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль» — развиваем мелкую моторику рук, зрение;
11. «Пересыпаем зерно ложками разного размера» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер;
12. «Сухой бассейн» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета;
13. «Соляная пещера» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности, тактильные ощущения;
14. «Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;
15. «Подбери крышечки» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;
16. «Сделай ежику иголки» — развиваем мелкую моторику рук, речь; закрепляем цвета;
17.»Книга знаний мелкой моторики «Непоседы» — развиваем мелкую моторику рук, речь, тактильные ощущения;
18.»Почитаем» — развиваем мелкую моторику рук, речь; знакомимся с окружающим миром.
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов — рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки — это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.
Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.
Потихоньку стараемся подружиться с пластилином — но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех; используем приемы : отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков.
— Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие используете для этого игры и занятия? — Ответы родителей.
— Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук, крупную моторику, а так же связную речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?- Ответы родителей.
Конечно, это пальчиковая гимнастика.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает внимание, память, мышление;
• развивает тактильную чувствительность;
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.
Игра с родителями из серии «Расскажи стихи руками» (приложение №2).
3. Подведение итогов собрания.
Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Принятие решения собрания.
Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение №2).
Приложение №1
«Расскажи стихи руками»
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)
Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)
Мы купусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем, жмем.
В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)
И в подвалы выставляем. (ладошки в замок, качаем)
Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)
«Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька для ежа, (складывать пальчики в кулачок)
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Это долька для бобра,
А для волка — кожура! (встряхнуть кистями рук)
«Машина»
Би-би-би гудит машина (стучим кулачками)
Тук-тук-тук мотор стучит (хлопаем ладошками)
Едем, едем. едем. едем (топаем ногами)
Шины трутся о дорогу (трем ладошками)
Шу-шу-шу они шуршат
Быстро крутятся колеса (покрутить руками перед собой)
Та-та-та они спешат!
«Дом»
На полянке дом стоит, (ладошки вместе домиком)
Ну а к дому путь закрыт. (поворачиваем ладошки)
Мы ворота открываем (открываем ладошки)
В гости всех вас приглашаем (махаем ладошками)
«Тук да тук»
Тук да тук, тук да тук
Раздаётся всё вокруг (стучим кулачками)
Строим дом, дом большой (руки над головой)
И с крылечком и с трубой (рука влево, другая рука вверх)
«Комар»
Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж,
Летят осы вокруг носа, с-с-с-с,
Летит комар, на лоб — оп,
А мы его хлоп и к уху, з-з-з-з
Отпустим комара? Отпустим!
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять (шагаем пальчиками)
Бабу снежную лепили (лепим руками комок)
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались, (правой ладошкой катаемся с левой)
А еще в снегу валялись (переворачивать ладошки)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели, (едим суп)
Спать легли (ладошки под щечку!
«Строим стенку»
Строим стенку (ставим ладонь на ладонь)
Выше, выше, выше, выше
Добрались уже до крыши (соединяем ладони над головой)
Прорубили мы окошко (соединяем указательные и большие)
И дверцу для кошки (кистями рук показываем дверцы)
И дырочку для мышки (из пальчиков -колечко)
Пи-пи-пи-пи-пи!
Приложение №2
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала
Уважаемые родители!
Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.
Вы можете предложить своим детям выполнить следующие упражнения:
«Разложим по порядку»
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
«Волшебное сито»
Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
«Выловим из воды»
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов : кусочки пробки, веточек и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.
«Не просыпь и не пролей»
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
«Лепим колобки, колбаски и блинчики»
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики, «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — победите соблазн лепить вместо него.
«Открой и закрой»
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.
«Была лужа — и нет ее»
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
«Смети, но не просыпь!»
Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно — тогда на пол ничего не просыплется.
«Ну-ка, вылови»
Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.
«Пересыпаем ложкой»
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.
«Посыпаем дорожки»
Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой», не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т. п.
Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т. д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько, соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, например, от пинг-понга; коробочки от «киндер-сюрпризов»; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).
Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела — уберите ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку — ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Желаем вам удачи!
Приложение 3 Анкета для родителей «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».
Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».
Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.
1. ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию) ___
2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию) ___
3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните)
Знаю. Смутно представляю. Не знаю.
4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)
Да, потому что…___
Нет, потому что…___
Затрудняюсь ответить.
5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
Знаю. Смутно представляю. Не знаю.
6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите) ___
7. Имеются ли дома у Вас специальные пособия, игры, литература по данной теме?
(нужное подчеркните)
8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша? (нужное подчеркните)
— Шнуровки.
— Вкладыши.
— Кубики (пластмассовые или деревянные).
— Мелкий конструктор.
— Дидактические кубы.
— Мозаики.
— Пазлы, разрезные картинки.
— Пирамидки.
— Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
— Специальная детская литература с пальчиковыми играми.
9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т. п.) (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите). ___
13. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)
Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.
14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук) ___
14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему : «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей раннего возраста», которое состоится …
15. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.
Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!