Наталья Богданова
Родительское собрание в ясельной группе на тему «Особенности воспитания детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей третьего года жизни.
Задачи:
- познакомить с базовыми возрастными потребностями детей в возрасте 2-3 лет;
- открыть родителям "тайну" ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ;
- провести обучающий тренинг "Ребёнок статуя";
- организовать творческую работу по подгруппам - составление "Рецепта общения с ребёнком";
- нацелить на то, что все мы, взрослые - команда, обеспечивающая развитие, комфортное общение, счастье проживания каждого дня наших детей.
Публикация «Родительское собрание в ясельной группе на тему „Особенности воспитания детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход собрания
Показ видеоролика «Наши малыши»
1. Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады,
Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения: «Отвели ребенка в сад».
Отвели ребенка в сад -
Мама рада, папа рад:
Не мешает им никто,
Делать это, делать то!
Можно спать до десяти,
На прогулку не идти,
Нож забыть на видном месте,
Выпить кофе граммов двести,
Можно, не в ущерб хвосту,
С антресолей слезть коту!
Можно час болтать с подружкой,
Можно печь полдня ватрушки,
Можно поваляться в ванной,
Или с книжкой на диване,
Можно – что б мне помереть! -
Телевизор посмотреть!
На базар сходить за сыром
И убрать всю-всю квартиру!
(Это и с ребенком можно,
Только очень, очень сложно).
Час прошел, и два, и три
Что-то тягостно внутри.
Без бутуза в доме пусто,
Без бутуза в доме грустно.
Ну-ка, папа, быстро в сад -
Возвращай дитё назад!
… И опять дрожит весь дом.
Завтра снова поведем!
2. Введение в тему собрания.
Перед вами лежат карандаши, бумага. Ваша задача обвести свою руку и на каждом пальце написать какие изменения произошли в поведении ребёнка, за прошедшие 4 месяца, время, когда малыш пришел к нам в детский сад. А в центре ладони изобразите символ - кем является для вас ваш ребёнок.
(развитие речи, отношения со взрослыми, Формирование личности (я, игра, память)
3. Обсуждение и дополнение высказываний родителей.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ:
В возрасте 2-3 лет детям важно много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
РЕЧЬ:
Ребенку важно как можно шире осваивать речь, для развития мышления, выражения мыслей и для установления контакта с окружающим миром. Поэтому чаще разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, книжки, обсуждайте то, что он видел или в чем принимал участие.
ИГРА:
Особо важным для детей в этом возрасте является игра. Ребенку важно играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
отношения со взрослыми
В 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество, так как ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи.
Настоящая, живая игра с родителем путь к сердцу ребёнка. В игре образовывается и закрепляется авторитет родителя, закрепляется и развивается любовь и дружба между родителем и ребёнком. Игра – это неоценимый способ развития физических данных дитя, его речи, памяти, воображения, эмоций, социализации, формирование качеств лидерства и чувства собственного «я».
Дома можно организовать множество подвижных игр:
• гимнастика и игры на спорткомплексе;
• игры на подражание;
• игры с крупными предметами строим дом, трассу…
• догонялки;
• бегалки;
• прятки;
• танцы;
• игры с мячом дома;
• игры с воздушными шариками.
Вывод: (на доску) Формирование личности ребёнка, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными направлениями в развитии детей 2-3 лет.
РЕБЕНОК ВАШ ПОМОШНИК… Необходимо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит.
Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. "Что начинает делать мой старший сын, когда я прихожу домой усталый и сразу пытаюсь отдохнуть? Он ложится рядом на диван или на пол и начинает дуреть (другого слова я не нахожу). Так он подражает взрослым. Мне приходится заставлять себя вставать и начинать чем-то заниматься, чтобы сын совсем не привык к безделью. " (Илья Шугаев "Один раз на всю жизнь")
Предметно развивающая среда.
Важно освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей тесно связано с развитием мозга и речи, а в дальнейшем с навыками письма. Для развития мелкой моторики важно предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: деталями конструктора, камушками, шишками.
Вообще в этот период малыш только делает начальные шаги в познании окружающего мира. И очень важно, чтобы окружающий мир встречал его нужными и интересными предметами, игрушками, вещами. Но это должно подаваться не беспорядочно, а в виде правильно организованной предметной среды. Она должна развивать ребёнка, радовать его и приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Мы создали в группе для детей необходимые развивающие зоны и угоки:
физкультурная;
зона конструирования;
зона сюжетно-ролевых игр;
зона для настольно-печатных игр;
уголок рисования;
музыкальный уголок;
уголок ряженья (для театрализованных игр);
книжный уголок.
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ
1. Освоение речи.
Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень.
Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"
2. Рано и поздно говорящие дети.
ИНТЕРЕСНО, что словарный запас ребенка.
определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.
3. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств.
Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам (ГОСТИ, ОТПУСК И Т. Д, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
4. Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого.
Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.
5. Возбудимость — общая особенность возраста.
Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.
В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала. "
Вывод: Мы с вами не сторонники того, чтобы дети много плакали, но до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.
Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.
6. Негативизм и упрямство — признаки взросления.
Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.
Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.
Подведем итоги:
Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.
Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.
Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- ваш ребёнок уникален, талантлив, единственный на земле и это ваш ребёнок, любите, не каким вы бы хотели его видеть, а какой есть…учите доброму, воспитывайте, и все будет хорошо…
И мы бы хотели предотвратить всех нас, педагогов, родителей и наших деток от ошибок в воспитании…
Приглашаем вас поучаствовать в упражнении «ребёнок статуя».
Тренинг «Ребенок-статуя»
Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, ему предлагается выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем просим встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
Затем раздаём шести присутствующим фразы, которые они будут произносить во время игры по моей команде.
МАМА 1
1. Ты — моя маленькая дочь, моя малышка. Мы с тобой спешим в детский сад, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.
Вед: Девочка говорит.
РЕБ
— Мама, а что там такое, посмотри! — показывает куда-то
МАМА 2
— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть!
ВЕД: И в этот момент, подобную фразу, ребенок может воспринять буквально — он закрывает глаза, как приказала мама.
(Мама достаёт шарфик и завязывает дочери глаза.)
ВЕД: И они дальше спешам в детский сад.
"Забегают в автобус", и тут звонит телефон - подруга мамы -мама начинает обсуждать прошедший день.
Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
РЕБ — Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
МАМА 3
— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
Вед: девочке приказали закрыть уши.
(После этой фразы мама завязывает девочке уши шарфиком.)
Вед: ОНИ "выходят из автобуса", мама прощается с подругой, и они бегут по дороге. При этом мама постоянно поглядывает на часы, чтобы не опоздать.
РЕБ — Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести фантики, те, которые …
МАМА 4.
—Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
Вед разводит руками.
(МАМА завязывает рот еще одним шарфиком.)
ВЕД: Мама хватает ребенка за руку, и они двигаются дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Мама бьёт ее по рукам и говорит, какая она непослушная.
МАМА 4.
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
(МАМА Завязывает руки шарфиком.)
ВЕД : Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. МАМА одергивает её и в ужасе кричит:
МАМА 5.
- Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(И в этот раз мама завязывает ноги.)
Вед: МАМА смотрит на часы, нервничает, что они не успевают, и начинает подгонять ребенка:
МАМА 6.
- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
ВЕД: просит всех "мам" произносить громко те фразы, которые принадлежат им.
Ребенок начинает хныкать. Мама уже почти орё т на нее:
МАМА 6.
- Что ревешь! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!
Вед: На этих словах мама очень сильно перевязывает живот. И продолжает пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.
ОНА недовольна всем, что делает дочь, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочет, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.
Затем мама спрашивает у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Затем мама развязывает по очереди то, о чем просит девочка.
МАМА спрашивает: ЧТО ты чувствовала на протяжении всего действия?
О чем она думала?
Каково ей было, когда все вокруг начали кричать, приказывать тебе?
Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы.
ВЕД: Что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери?
Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.
ВЕД: спрашиваю о мыслях и чувствах поддерживающего человека.
Предлагаю поблагодарить его за оказанную помощь тому, кто ее получал на протяжении всей сценки. «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»
Вед: благодарим «поддержку» и прошу занять место в зале.
Берём за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорим: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»
ОБЪЯТИЯ
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! И между прочим — не только ребенку, но и взрослому.
- Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.
- Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т. е. необходимости другому – одна из основных потребностей человека. Ее удовлетворение – условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, что он хороший.
- Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Безусловное принятие ребенка.
Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть.
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Они у него возникли, значит для этого есть основания.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие.
Упражнение "Рецепт общения с ребёнком".
Изменился ваш ребенок, и ваши отношения с ним тоже должны измениться. Я предлагаю вам разделиться на группы по временам года. (карточки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»). В группах составьте свой рецепт желанного отношения родителей с ребенком.
Рецепт желанного общения родителей с ребенком
Взять П___, добавить к нему П___, смешать с определённым количеством Р___ Л___ и Д___, добавить собственной О___, приправленной любящим материнским и отцовским А.
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).
Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение.
Смысл слов:
Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.
Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.
Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.
- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка.
Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.
Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».
Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.
Итог: Все присутствующие родители и гости по очереди делятся своими ощущениями, эмоциями, выводами, всем значимым, что принесла эта встреча.
ОФОРМЛЕНИЕ В ГРУППЕ - ЦИТАТЫ. ВЫВОДЫ.
В 2-3 года для полноценного развития ребёнка все своё внимание направляем на его
ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ
РЕЧЬ
ИГРУ
НА СВОИ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЁНКОМ (отношения со взрослым)
Игра -
развитие физических данных детей
речи памяти воображения эмоций социализация формирование качеств лидерства и чувства собственного «я».
Настоящая, живая игра с родителем – это короткий путь к сердцу ребёнка.
В игре образовывается и закрепляется авторитет родителя, развивается любовь и дружба между родителем и ребёнком.
ВКЛЮЧАЕМ РЕБЁНКА В
БЫТОВУЮ ЖИЗНЬ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЕМ СЕБЕ
ПОМОЩНИКОВ.