Надежда Тихомирова
Родительское собрание в первой группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова. "
Задачи:
1. Формировать навыки самообслуживания действия с бытовыми предметами (ложка, чашка и т. д.);
2. Развивать восприятие смысла художественного слова (потешек, песенок, стишков);
3. Обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников.
Публикация «Родительское собрание в первой группе раннего возраста» размещена в разделах
Раннее детство – период становления органов, систем и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Ранний возраст – период не только быстрого физического, но и интенсивного психического развития ребенка: формирование восприятия, мышления, речи, памяти, чувства, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Всё психическое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых. В основу обучения детей раннего возраста положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, подмечать, сопоставлять, обобщать, необходимых в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта.
Взрослый вводит ребенка в незнакомый ему мир: учит действиям с игрушками, другими предметами, создает условия для самостоятельной детской деятельности, открывает прелесть родной речи, воспитывает доброжелательность, полезные привычки.
Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в развитии ребенка.
В воспитательной работе надо использовать в качестве примера правильные навыки и поступки детей и взрослых.
Психолого-педагогической основой этого приема является склонность детей к подражанию.
Понимание речи окружающих и способность подражания использую в обучении детей раннего возраста культурно-гигиеническим навыкам.
Главное в обучении спокойствие, терпение и повторение. Песенки, стишки, потешки делают процесс воспитания и обучения более увлекательным.
Художественное слово - важнейшее средство воспитания маленького ребенка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослых и детей, происходит знакомство ребенка с окружающим миром. Детям раннего возраста нравится ритмичная речь, сама музыка слова. Еще не понимая смысла, ребенок с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «гимнастические упражнения», под ритм пестушек, приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм. Первые слова, действия, навыки возникают именно как потребность ответить на знакомые слова, выразить свои чувства, умения.
С помощью потешек, пестушек, песенок ребенок усваивает родную речь, понимая и используя ее, знакомится с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки. Образы, создаваемые в потешках, понятны детям с момента рождения: это «котенька-коток», «заинька», «петушок-петушок». Этих персонажей взрослые просят укачать ребенка, петушку пеняют, что он деткам спать не дает, собачку уговаривают, чтобы она не лаяла и не пугала детку. Ребенок очень быстро запоминает содержание потешек, стишков, песенок, активно включается в игру. Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в его сознании и которое он, подрастая, желает получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа.
В своей работе с малышами использую произведения устного народного творчества, сопровождая все режимные моменты, в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков, правил поведения.
Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с ребенком можно вносить что-нибудь свое: адресуя конкретному ребенку, использовать его имя или какие-то характерные черты.
Например:
Наша Маша (имя ребенка) маленька,
На ней шубка аленька
Опушка бобровая,
Маша (имя ребенка) чернобровая.
*
А Ванюша (имя ребенка) попляши!
Твои ножки хороши,
Еще нос сучком,
Голова пучком.
Встречая утром детей, обязательно приветствую ребенка по имени, акцентирую внимание на каких-то деталях его внешнего вида (красивая шапочка, ботиночки и т. д., вечером прощаясь, обращаю внимание родителей на какой-то маленький успех их малыша, говоря добрые слова похвалы, тем самым у ребенка закладывается поведенческий ритуал: встречи – расставания.
Например:
Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.
*
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька (имя ребенка) хороший,
Коленька (имя ребенка) пригожий.
*
Ах, ты моя девочка - сладкая конфеточка
Золотая белочка, сиреневая веточка.
*
Во саду - садочке
Выросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла Лизуша! (имя ребенка)
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Песенки и потешки помогают ребенку в приобретении культурно-гигиенических навыков. Так при умывании ребенка поэтапно обучаю: вначале закатываем рукава, затем подставляем ручки под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производя моющие и трущие движения. Смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой о другую, положить мыло, смыть пену. А также умывая лицо.
При умывании использую потешку:
Водичка, водичка умой Маше (имя ребенка) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
После умывания учу правильно пользоваться полотенцем. Обращаю внимание, что нужно пользоваться только своим полотенцем, которое находится на своем определенном месте.
Во время кормления малыш стремится к самостоятельности: держать ложку, зачерпывать густую пищу, затем направлять ложку ко рту, аккуратно брать кружку, чтобы не разлить воду. В 1 год 6 месяцев ребенок ест первое и второе блюдо с хлебом самостоятельно. Во время кормления использую разные потешки, например:
Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Съели мы с тобою кашу
Правда, каша хороша?
*
Это – ложка, это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
*
Умница Катенька (имя ребенка,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
*
Пришел кисель,
На залавочке присел,
На залавочке присел,
Поесть Катеньке (имя ребенка) велел.
Учу малышей, что выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул.
В раннем возрасте ребенок учится чистоте, опрятности, аккуратности. Учу замечать небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде. Например, показываю куклу и говорю, что платье у куклы красивое, чистое, волосы аккуратно причесаны, на голове бантик. Причесывая куклу, учу детей опрятности во внешнем виде, при этом читаю детям потешку:
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
*
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане (имя ребенка) делаем прическу.
Приучаю малышей к раздеванию с помощью взрослого, затем к частичному раздеванию самостоятельно, а также учу запоминать свои вещи и аккуратно складывать их в одно место. Одевая ребенка, читаю потешку:
Вот они сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот – с левой ножки,
Вот так хорошо!
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Дети с удовольствием слушают и выполняют действия: одевание, раздевание.
При укладывании ребенка спать, читаю потешку, чтобы быстрей засыпал, например:
Баю – баю – баюшки,
В огороде - заюшки.
Зайки бегают крючком,
Повернись, Сашок, бочком!
*
Баю, баюшки, бай - бай,
Глазки, Маша (имя ребенка, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива,
Будь умна,
При народе будь скромна.
Спи, до вечера
Тебе делать нечего.
Баю, баюшки, бай - бай,
Глазки, Маша (имя ребенка, закрывай
При пробуждении детей ото сна, тоже читаю потешку, например:
Потягушечки, порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки – хватушечки,
Ноги – побегушечки.
При этом потягивая за ручки, ножки, побуждаю к движению и тем-самым к пробуждению, этим закрепляется потребность в бодрящей гимнастике после сна.
Воспитываю у детей привычку вести себя спокойно, не кричать, благодарить за угощение, заходя в группу – здороваться, уходя – прощаться. Каждый раз, ободряя и поощряя ребенка словом, улыбкой.
Работая на группе раннего возраста, учитываю возрастные особенности детей для привития культурно-гигиенических навыков, правил поведения, полезных привычек. К каждому режимному моменту: умыванию, кормлению, укладыванию спать, а также для воспитания опрятности, одеванию и раздеванию, составила картотеку потешек, стишков, пестушек, песенок. Для единства требований по воспитанию данных навыков родителей и воспитателя подготовила консультации для родителей, а также тексты стишков, потешек, как рекомендации для использования их дома. Вырабатывать правильные хорошие привычки очень кропотливая работа, для этого необходимы последовательность и настойчивость в своих требованиях. И всегда необходимо быть спокойной, доброжелательной, не проявлять нетерпение, если у малыша что-то не получается, не спешить ему на помощь.