Галина Буланова
Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание : «Уроки финансовой грамотности в семье».
Подготовила: воспитатель Буланова Галина Леонидовна.
Цель собрания : повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития финансовой культуры дошкольников; расширение контакта между педагогами и родителям.
Темочки:
- Родительские собрания в детском саду
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Участники: воспитатели, родители.
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Итоги анкетирования родителей.
3. Делова игра «Брейн-ринг».
4. Рекомендации родителям «Семь правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей».
5. Подведение итогов.
Оборудование, необходимое для данного родительского собрания :
•Выставка методических пособий по финансовой грамотности;
•Интерактивная игра «Денежная викторина»;
•Буклет «Финансовая грамотность для дошкольников. Не рано ли?»
•Музыкальное сопровождение
Ход собрания:
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На экране тема родительского собрания. Родители изучают материалы представленной выставки.
1 Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в
круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Листы бумаги и карандаши помогут вам записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам.
Игра «Цепочка слов».
У воспитателя – карточка со словом БАНК.
Воспитатель: Начнем мы наше собрание с игры «Цепочка слов». Для этого надо разделиться на две команды (родители, сидящие слева – одна команда, сидящие справа - другая команда). Нужно будет расставить слова по порядку. Наша цепочка начнётся со слова Банк. Следующим звеном цепочки будет слово, начинающееся с того звука, на какой заканчивается слово Банк и т. д. У каждой из команд свои слова.
Родители выполняют задание.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы обратили внимание на то, какие цепочки у вас получились? Правильно, все слова относятся к категории слов финансово-экономической направленности.
И сегодня тема нашего собрания «Уроки финансовой грамотности в семье».
Проанализировав ваши ответы на вопросы анкеты «Экономическое воспитание дошкольников», мы увидели, что вы тоже заинтересованы вопросами формирования финансовой культуры дошкольников.
2. Итоги анкетирования родителей.
•Анализ ответов показал, что 92% опрошенных родителей считают, что экономическое воспитайте необходимо его ребенку. Против –1 человек (8%).
•На вопрос, с какого возраста начинать экономическое воспитание многие ответили, что экономическое образование нужно начинать с 5 лет - 48%, чуть меньше ответивших - 32 % считают, что с 6 лет. По одному человеку считают, что начинать нужно с 3 лет и с 7 лет. Т. е. основная часть опрошенных родителей (92%) считают, что экономическое воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.
•Вместе с тем 48 % родителей ответили, что знакомят своих детей с бюджетом семьи, 32 % знакомят иногда или частично и 12 % ответили, что нет, не знакомят.
•Почти все опрошенные (86%) считают, что основной метод при экономическом
воспитании ребенка - это совместный поход в магазин, банк, аптеку и т. д. На втором месте - игры так считают (32%, на третьем стоит чтение литературы (сказок) (16%).
•Анализируя ваши ответы, мы увидели, что основными источниками информации по экономическому воспитанию для вас являются телевидение, книги и специальная литература.
•Большинство родителей рассказывает своему ребенку на доступном уровне, какую роль играет электроэнергия, газ, вода в жизни человека (76%) и объясняют правила экономного пользования водой, электроэнергией, газом (84%).
•Отвечая на последний вопрос анкеты, вы высказали мнение, что данная тема вам интересна, и вы хотели бы получить советы и рекомендации по экономическому воспитанию своих детей.
Воспитатель: Эта тема действительно заслуживает внимания. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - это новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими представлениями, пока еще на начальном уровне.
3. Делова игра «Брейн-ринг».
Две команды родителей соревнуются между собой.
В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос
начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает ее. В случае верного ответа он приносит одно очко, в случае неверного - очередь отвечать переходит к соперникам.
ЗАДАНИЕ 1 «Продолжите предложение»
Задание для первой команды.
Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
•у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка,
обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам;
•это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителя;
•это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей
действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
Задание для второй команды.
Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками.
Родители должны…
-говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять
причину отказа;
- удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар
по бюджету семьи;
- предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
ЗАДАНИЕ 2 Интерактивная игра «Денежная викторина»
Вопросы командам задаются по очереди.
За что, по уверению пословицы, денег не берут?
а) За лечение; б) За спрос;
в) За обучение; г) За рекламу.
Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?
а) Сто долларов; б) Сто евро;
в) Сто друзей; г) Сто лет одиночества.
Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?
а) Страдали монетки; б) Горевали рублики;
в) Плакали денежки; г) Повесились банкноты.
Чем должен обладать денежный знак?
а) Гордостью; б) Достоинством;
в) Самоуверенностью; г) Мужеством.
Как в шутливой форме говорят о деньгах?
а) Презренный металл; б) Ненавистная бумага;
в) Жалкий пластик; г) Ужасная наличка.
Что делает с рублём копейка?
а) Стережёт; б) Бережёт;
в) Питает; г) Воспитывает.
Какой эпитет часто употребляется при описании новой денежной купюры?
а) Звенящая; б) Скрипящая;
в) Хрустящая; г) Шипящая.
Каким из этих слов не характеризуют деньги?
а) Лимон; б) Капуста;
в) Зелень; г) Ботва.
Как говорят о больших деньгах?
а) Куры не клюют; б) Мыши не грызут;
в) Волки не дерут; г) Глаза не смотрят.
Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир?
а) Водяные; б) Воздушные;
в) Магические; г) Астрономические.
Как называется сумма денег, поставленная на кон в игре?
а) Касса; б) Ломбард;
в) Банк; г) Магазин.
Каким выражением мы обязаны М. Горькому и что оно означает?
а) Красный Чёрт; б) Рыжая сатана;
в) Жёлтый Дьявол; г) Серый Антихрист.
(Так говорят о деньгах и золоте, на которые смотрят как на объект поклонения и которые порабощают людей.)
Пьесу с каким названием написал У. Шекспир?
а) «Царь копеек»; б) «Правитель Франков»;
в) «Властелин Долларов»; г) «Король Лир».
Какие деньги родители выделяют своим детям?
а) Домашние; б) Ручные;
в) Карманные; г) Декоративные.
На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?
а) На чёрный день; б) На полярную ночь;
в) На високосный год; г) На золотой век.
ЗАДАНИЕ 3 «А у нас…»
Рассказать интересную смешную, поучительную историю о финансовом воспитании в семье. Подводиться итоги игры.
4. Рекомендации родителям.
Воспитатель:
Учили ли вас в детстве родители правильно обращаться с деньгами?
А вы учите своих детей правильно обращаться с деньгами?
Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей - уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и продолжим наш разговор.
Мы пересмотрели большой объем литературы и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.
Мы предлагаем вам
«Шесть правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей».
1 Посвятите ребенка в семейный бюджет.
У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи.
Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.
Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.
2 Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка.
Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.
Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают.
Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.
3 Осознанно делайте покупки с ребенком.
Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для экономического воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.
Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.
4 Выделяйте еженедельно карманные деньги.
Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.
Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать» : этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.
Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку - он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.
5 Играйте.
Игра - это ведущий вид детской деятельности. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.
«Найди дешевле». Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте.
Пусть он сравнит, что дороже - свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
«Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что меньше.
Игра «Размен».
Необходимые материалы монеты и купюры разных номиналов.
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра с родителями «Груша-яблоко».
Необходимые материалы бумага, карандаши, ножницы.
Воспитатель предлагает нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, воспитатель предлагает взять ножницы, и просит вырезать и грушу, и яблоко.
Таки образом, увидев замешательство, можно объяснить ребенку, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.
Что можно с помощью игр донести до детей, вы видите на экране:
1 Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2 Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё положили», –
соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3 Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4 Деньги любят счёт.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать.
Приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6 Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7 Не всё покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8 Финансы – это интересно и увлекательно!
6 Заведите традицию благотворительности.
Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности.
Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье : ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.
Предложить родителям буклет «Финансовая грамотность для дошкольников. Не рано ли?»
5. Подведение итогов.
Деньги – это серьезно. Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
В завершении нашего собрания предлагаю придумать финансовый девиз семьи.
Родители придумывают. Если не придумали, предложить вместе придумать: я начну, а вы продолжите.
Единая семья – единый бюджет … (бесполезным тратам скажем все нет)
На этом наш круглый стол завершен. Просим вас написать небольшой отзыв - выразить свое мнение о сегодняшней встрече, насколько полезным был материал, представленный на собрании? О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз?
Спасибо за участие. До следующей встречи!