Анастасия Кучужина
Родительское собрание «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»
Цели:
1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;
2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.
Участники:
Публикация «Родительское собрание „Поощрение и наказание в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1) педагог-психолог;
2) социальный педагог;
3) родители воспитанников групп старшего возраста.
Подготовка:
1) изготовление с воспитанниками солнца, на лучиках которого дети обозначают свои качества;
2) видеозапись с интервью детей по вопросам поощрения и наказания;
3) презентация по теме родительского собрания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) На доске записана тема собрания и цитаты : «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я. Корчак); «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е. А. Аркин).
2) на столах листы бумаги и ручки; фломастеры; цветные карандаши; солнце с качествами детей; колокольчики; «чудесный» мешочек; картон белого цвета; простые карандаши; скотч двухсторонний; ножницы; бланки для родителей; весы; монеты; видеозапись с интервью детей по вопросам поощрения и наказания в семье; компьютер; экран; мультимедийный проектор; сердечки, сувениры для родителей.
Ход собрания:
1. Вступительное слово Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?
2. Упражнение: «Перебежки»
Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
Встать и поменяться местами тем, у кого двое детей;
Встать и поменяться местами тем, кто любит своего ребенок;
Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
- Ну, вот мы немножко пошевелились и готовы к разговору.
3. Упражнение «Возьми подарок из коробочки»
- Возьмите, пожалуйста, каждый по одному предмету из волшебного мешочка. - Что вы достали? (колокольчик) - Посмотрите с одной стороны они все одинаковые, а если присмотреться то вы увидите различие: по цвету, по звучанию и д. т. Так и наши дети все разные у каждого своя индивидуальность.
4. Упражнение «Моё солнышко»
- Вот мы и подошли к следующему упражнению. Сейчас я раздам вам солнышки, и вы увидите, что они особенные, в центре фотография вашего самого любимого солнышка. На лучиках напишите, пожалуйста, качества, черты характера, какие-то особенности вашего ребёнка. - А теперь для вас сюрприз переверните солнце и увидите качества, которые про себя сказали ваши дети. И теперь зачитайте эти качества.
5. Упражнение «Ты мой цветочек»
- Участники сидят в кругу. Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? После того, как все представили это – нарисуйте этот цветок (всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок). А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок) - Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого - то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.
6. Индивидуальная работа родителей «Поощрение и наказание в семье» - Так, как же быть с наказанием и поощрением? Как это происходит в вашей семье. - Перед вами лежат листочки, разделенные на две части. Предлагаю вам, написать в одной из них как вы поощряете своего ребёнка, а в другой – как наказываете. Прошу выполнить эту работу за три минуты. - А теперь я попрошу зачитать. На столе стоят весы на одной чаше написано поощрение, а на другой – наказание. Я буду класть по монете за каждое поощрение, которое вы написали и за каждое наказание. А теперь посмотрите, какая чаша весов перевешивает. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания. Теперь мы предлагаем вам сравнить ваше мнение с точкой зрения ребенка. Просмотр отрывка видеозаписи интервью с вашими детьми. Они, как и вы, отвечали на вопросы, как их поощряют в семье и как наказывают.
(просмотр отрывка видеозаписи интервью детей)
- Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.
Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание, сколько положительное (поощрение) подкрепление.
Любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:
5 объятий – для выживания,
10 – для поддержки,
15 – для роста и развития ребёнка.
7. Упражнение «Хвасталки» «Мой ребенок.» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
8. Упражнение «Пословицы»
Родители делятся на 2 группы, каждая получает по одной пословице, и объясняет, что имели ввиду наши предки:
Без корня и трава не растет.
Не мы на детей походим, а они на нас.
9. Упражнение «Подарок своему ребёнку»
- На сердечках напишите слова любви своему ребёнку.
10. Заключение
А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и улыбнемся друг другу.