Надежда Викторовна Шестеркна
Родительское собрание «Адаптация в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в группе раннего развития (2-3 года). Адаптация ребёнка в детском саду
Воспитатель Шестеркина Надежда Викторовна
Организация: МБДОУ 158, г. Кемерово
Публикация «Родительское собрание „Адаптация в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: установить контакт между педагогами и родителями, расширить представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей в период адаптации,.
Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, рассказать родителям об адаптации ребёнка в детскому саду, настроить родителей на доброжелательные отношения, на непринуждённое общение, повышение педагогической культуры родителей.
Ход собрания:
Здравствуйте уважаемые родители. Рады вас видеть на первом родительском собрании.
Какое счастье, Ваш малыш подрос! И многое умеет сам: Играет, ходит, размышляет.
Пришла пора ребёнка в сад отправить. Тревожно маме, папе, всей семье.
Переживает даже серый кот- Малыш сегодня в детский сад идёт!
Вздыхает мама- Как он там один? Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?
Играет ли с детьми? Нашёл ли друга? А если плачет? Как же быть?
Что делать? Как же всё исправить?
Всех адаптация переживать заставит!
Ваши опасения не случайны. Отрыв ребёнка от дома, от родных, от привычных условий – сильный стресс. Ведь малыш воспринимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.
Детство - уникальный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В любом начале пути рядом с детьми находятся самые главные люди его жизни – родители. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Уважаемые родители! Мы с вами тесно взаимосвязаны и как одна большая семья должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – главный воспитатель, а детский сад в помощь родителю. Станут ли годы проведённые в детском саду счастливыми, интересными, запоминающимися – во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы.
Игровое упражнение «Давайте познакомимся».
Предложить всем родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держаться за руки. Воспитатель говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитанием малышей и помощь им на новом этапе их жизни.
Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат физической, психологической, эмоциональной энергий и часто проходит с напряжением.
Игровое упражнение «Вспомни себя»
Родители с закрытыми глазами вспоминают первые дни посещения учёбы или работы. Родители вспоминают и анализируют своё эмоциональное напряжение в новом коллективе, здании и т. д. У родителей оживляется прошлый эмоционально-чувственный опыт. Это упражнение помогает лучше понять чувства своего ребёнка.
Есть три степени адаптации :
- тяжёлая – ребёнок отказывается играть, плохо ест и спит, капризничает и часто болеет.
- средняя – малыш переменчив в настроении, аппетит и сон неустойчивы, если заболевает, то на 7-14 дней.
- лёгкая – ребёнок без труда прощается с родителями, общителен с детьми и взрослыми, заболевает не более, чем на 7 дней.
Рассмотрим физическое, психологическое состояние ребёнка в период адаптации :
1. Эмоции ребенка. В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребё нка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу). На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2. Контакты со сверстниками и воспитателем. Нужно помнить, что малыши играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий впервые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания. Не волнуйтесь! Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5. Двигательная активность. Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
6. Сон. Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что впервые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
7. Аппетит. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей, со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.
8. Здоровье. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц. Часто случается так, что причина простуд не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Организм с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 2-3 месяца.
Упражнение «Настроение»
В детский сад все приходят с разным настроением. Вам известно, что от настроения многое зависит: то, как мы выполняем ту или иную работу, наше самочувствие и т. д. Предлагается оценить атмосферу в группе в данное время. Сжатые ладошки (кулаки) - означают напряжение, широко разведённые руки - замечательное, руки на коленях - спокойное. Родители показывают своё настроение. Делается вывод, что надо учитывать настроение друг друга.
Чем могут помочь родители?
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно.
Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность:
1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.
2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
5. Дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Игровое упражнение «Волшебный мешочек»
Дети передают друг другу мешок с футлярами от киндер-сюрпризов, в них спрятаны предложенные вопросы, музыка прекращается, тот у кого мешок достает футляр и отвечает на вопрос, другие дополняют.
Вопросы к игре:
- Что Вы понимаете под словом адаптация?
- Сколько существует степеней адаптации?
-Кто сложнее переносит период адаптации : ребёнок или родители? и т. д.
В заключение хочется сказать, что мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо. Интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые.
Подводя итоги выяснить отношение родителей к проведенному собранию, заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, — все это в последствие станет предметом размышлений.