Юлия Петкилева
Родительское собрание «Стили семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Стили семейного воспитания».
Цель:
1. Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.
2. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.
Форма проведения: семинар-практикум.
Ход собрания
1. Вступительное слово
Публикация «Родительское собрание „Стили семейного воспитания“» размещена в разделах
Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать, и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Тема сегодняшнего разговора касается всех нас, и я надеюсь, что каждый возьмет для себя что-то полезное, возможно сделает определенные выводы. А поговорим мы о взаимоотношениях между родителями и детьми, от которых в значительной мере зависит развитие ребенка. Эти взаимоотношения в психологии принято называть стилем семейного воспитания.
2. Что же такое стиль воспитания? Это способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания Слайд 2.
3. Анкетирование родителей : «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?» Слайд 3 -6
4. Давайте разберем с вами основные стили родительского поведения, черты характера ребенка определяемые стилем родительского поведения. Слайд 7 – 9
5. Давайте более подробно остановимся на стилях семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка. Я вам предлагаю разыграть ситуацию по ролям и постараться определить, что за стиль воспитания и его влияние на развитие ребенка. Ситуация: Улица. Встреча двух приятельниц Светланы и Елены. С Еленой 5-летняя дочь Таня. Приятельницы разговаривают. Светлана и Таня общаются. Мама с умиление смотрит на дочь и кивает каждому ее слову.
Т – (восхищенно) Тетя Света, смотрите какая у меня прическа – целых 30 косичек. Я самая лучшая девочка в мире.
С – (удивленно) Самая лучшая в мире… А кто тебе такое сказал?
Т – Мама и папа.
С – А что значит самая лучшая?
Т – (с недоумением) Это значит, что я самая красивая, самая веселая, самая умная, самая – самая… Разве вы не знали? (с огорчением смотрит на маму)
Е – Танечка, не расстраивайся. Ты у нас самая лучшая, ты наш ангел.
Т – (требовательно) Мама, я хочу домой. Мне надоело здесь стоять.
Е – (к Светлане) Ладно, Света, поговорим в следующий раз.
Елена с Таней уходят.
Ответы родителей. Да вы правы данный стиль воспитания ребенок – кумир семьи. А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? Психолог обобщает и дополняет сказанное. Слайд 10 -11.
6. Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент Ералаш «Вот это внук».
Какой стиль воспитания был продемонстрирован в данном сюжете? Ответы родителей.
Правильно. Это стиль воспитания постоянной опекой. А что характерно для данного стиля? Ответы родителей. А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное. Слайд 12 – 13.
7. Следующие стили воспитания мы постараемся определить, посмотрев на рисунки детей. Слайд 14. Какой стиль воспитания вы видите? Воспитание от случая к случаю. Ответы родителей. А что характерно для данного стиля? Ответы родителей. А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное. Слайд 14 – 16.
8. Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев небольшую сценку в исполнении родителей. Я слушала традиционный запрос: он ленится, часто болеет, совершенно несамостоятельный и ничего не хочет.
— А что значит, что он «ленится»?— спрашиваю я, глядя на него с сочувствием.
— Ну, приходит с музыки, я ему: «Садись заниматься!», а он ходит все, слоняется по квартире. И так может полчаса ходить, за тетрадки его не усадишь!
— Интересно, а какое у него расписание? Из чего вообще состоит его день?
— Ну, как обычно, как у всех детей. С садик, потом музыкальная школа, потом еще дома готовимся к школе. Еще у нас два раза в неделю плавание и два раза английский.
— А есть ли у него свободное время? И чем он занят тогда?
— Да чем занят, все играет в игрушки, как маленький!
— Как часто ты можешь позаниматься тем, что тебе просто хочется? — спрашиваю его, пока он тревожно болтает ногами, сидя на стуле.
— Да иногда, но, в общем, времени на это совсем нет.
— А что из того, что ты делаешь, тебе нравится? Музыкальная школа? Плавание? Английский?
— Музыкалку не люблю совсем, английский — так себе, плавание тоже не нравится.
— Вот видите!— Его мама торжествующе смотрит на меня, как будто то, что он сказал, подтверждает ее версию. — Ничего не хочет, ничего ему не нравится!
Какие особенности вы увидели в данном стиле? Что будет характерно для ребенка, воспитывающегося в такой семье? Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказано. Воспитание повышенная моральная ответственность. Слайд 17 – 18.
9. Вам всем известна сказка «Золушка». Давайте посмотрим фрагмент из этой сказки и определим еще один стиль воспитания. Просмотр видеофрагмента из сказки «Золушка».
Как можно определить отношение мачехи к своей падчерице? Какие особенности вы заметили? Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное. Итак, этот стиль так и называется воспитание по типу Золушки. Слайд 19 – 20.
10. А сейчас внимание на экран. Перед вами картинка, которая поможет нам определить следующий стиль воспитания. В чем основные особенности данного стиля воспитания? Какие особенности личности будут формироваться у ребенка? Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное. Воспитание в культе болезни. Слайд 21 – 22.
11. Чтобы определить следующий стиль воспитания вашему вниманию предлагается фрагмент из социальной рекламы. Просмотр фрагмента социальной рекламы против детского насилия. Какой стиль представлен в данном отрывке? А как вы думаете, что для него характерно? А какой ребенок растет при таком стиле воспитания? Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное. Этот стиль называется жестокое обращение. Слайд 23 -24.
12. Внимание на экран посмотрите на картинку и постарайтесь определить, что за стиль воспитания. А как вы думаете, что для него характерно? А какой ребенок растет при таком стиле воспитания? Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное. Этот стиль называется противоречивое воспитание. Слайд 25 -26.
13. Как вы считаете, какой стиль воспитания, из названных, является идеальным?
Ответы родителей. Я согласна с вами, что ни один из них. А как вы думаете, что должно быть характерно для стиля семейного воспитания, при котором развивается гармоничная личность? Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное. Все, что было сказано вами совершенно верно. И есть еще один стиль воспитания, который направлен на формирование полноценной, самостоятельной личности. Смотрим на экран. Показ фрагмента счастливая семья показ рисунков. Стиль этот – воспитание доверием. Слайд 27 – 29.
14. Советы психолога. Слайд 30 – 35.
Заключительная часть: Вот и подходит к концу наше собрание. Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи, поделитесь своими мыслями и чувствами. Спасибо за работу.