Татьяна Гетманская
Родительское собрание в средней группе «Типы семей и стили семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Задачи: познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Форма проведения: круглый стол. План проведения.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Типы семей и стили семейного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Вступительная часть.
2. Упражнение «Ассоциации».
3. «Главный институт воспитания – семья».
4.»Подходы к воспитанию детей»
5. Тренинг.
6. «Стили семейного воспитания»
7. Анкетирование
8. «Типы воспитания, которых следует избегать».
9. Семейные презентации: «Моя семья». Рефлексия.
10. Решение родительского собрания.
Ход собрания.
1. Выступление детей перед родителями со стихотворениями:
А) Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших, как любимец.
Родители- во всем мудрей.
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Б)Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга.
Просто такое у них
Настроение.
Простони
Очень любят друг друга.
И от этой улыбки
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
2. А сейчас ув. родители для вас упражнение «Ассоциации» .Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.
1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)
2. если семья – это цвет, то она…
3. если семья – это музыка, то это…
4. если семья – это геометрическая фигура, то она…
5. если семья – это название фильма, то…
6. если семья – это настроение, то…
3. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждому ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о воспитании которой семья заботится с первых дней появления ребенка на свет.
И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ваш ребенок видит, что мама или папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая отступают от этого правила, все воспитание может пойти на смарку.
4. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, непослушания).Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
5. А сейчас давайте вспомним с вами пословицы о семье.
6. Три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустический.
Для современных семей актуальна проблема взаимоотношений между членами семьи. Как правило, в семье преобладает либо авторитарный, либо демократический стиль отношений.
Авторитарный стиль предполагает ярко выраженную властность родителей. В семьях такого типа нет дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его интересам, желаниям. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально положительного и осознанного отношения к правилу. В большей степени это слепое послушание связано со страхом быть наказанным. В старшем дошкольном возрасте у таких детей не проявляются самостоятельность, инициатива, творческие способности. К подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем отношений дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
При демократическом стиле родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. В таких семьях дети очень рано становятся участниками жизни семьи. Давая задание, предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к его чувствам и сознанию, поощряют инициативу. Дети растут любознательными, находчивыми, у них формируется творческий подход при выполнении порученного дела, в игре.
При попустическом стиле- ребенок предоставляется сам себе.
7. По результатам анкетирования среди наших родителей преобладает демократический стиль и 2 % - авторитарный.
8. Типы воспитания, которых следует избегать:
1. «Кумир семьи».
2. «Гиперопека».
3. «Гипоопека».
4. «Ежовые рукавицы».
5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
9. родители представили презентации: «Моя семья».
РЕФЛЕКСИЯ: 1. Что полезного подчеркнули Вы для себя сегодня?
2. Что было самым неожиданным?
3. Какие пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
10 Решение родительского собрания: родителям принять к сведению информацию, полученную на собрании. Исключить применение негативных типов воспитания в семье. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
Воспитатель: и в заключении хотелось прочитать эти строки:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печаль.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Всем спасибо, до новых встреч!