салимат якубовна
Родительское собрание «Специфика работы учителя-логопеда и логопункта в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 98 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников «Ладушки» города Орска»
Родительское собрание
«Специфика работы учителя-логопеда и логопункта в МДОАУ
«Детский сад № 98 г. Орска»»
Подготовила
Алибулатова С. Я. учитель -логопед
Цель: знакомство родителей со спецификой работы учителя-логопеда и логопункта.
Учитель-логопед: - Добрый вечер, уважаемые родители. Очень рада видеть вас на нашем собрании. Я учитель -логопед в нашем детском саду. Зовут меня Салимат Якубовна. Сегодняшняя встреча посвящена знакомству со спецификой работы учителя-логопеда в нашем ДОУ.
В детском саду работает логопункт. На логопункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями. Так как наш сад общеразвивающего вида логопедические занятия являются дополнительными. Логопед берет детей с любых занятий в группе. Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия. Длительность занятий 15-20 минут 1-2 раза в неделю.
В КРД родителям отводится значительная роль, так как для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа.
У каждого ребенка должна быть тетрадь для индивидуальных занятий с логопедом. Хотелось бы отметить, что существуют определенные правила работы в тетрадях (памятки)
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.
Коррекционная работа проходит в несколько этапов.
На первом этапе работы:
Подготавливаем речевой аппарат: губы, щеки, язык ребенка должны быть гибкими и сильными. Поэтому важно заниматься артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика – это не просто разминка для языка, а целенаправленная тренировка мышц речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает развивать подвижность и силу губ, языка и щек; улучшает произношение звуков; делает речь более четкой и выразительной.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
А. Г. обязательно проводится перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что происходит с его губами и языком. Когда ребенок научится выполнять упражнения, то зеркало можно убрать;
Повторяем одно упражнение несколько раз;
Выполняем гимнастику регулярно (каждый день). Даже 5-10 минут артикуляционной гимнастики в день дадут заметный результат. Некоторые дети могут научиться правильно произносить звуки благодаря занятиям артикуляционной гимнастикой.
Формируем речевой выдох – раздаем родителям буклеты «Как развивать речевое дыхание»
Разрабатываем мелкую моторику рук – раздаем родителям буклеты «Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить»
Развиваем фонематический слух
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса» … Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки речи. Это умение и называется фонематическим слухом. Тренировать фонематический слух просто необходимо! Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Раздаем родителям буклеты «Простые игры для развития фонематического слуха».
Следующий этап – этап постановки. Постановкой звука занимается логопед. Этот процесс индивидуален, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы логопеда и родителей.
Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в связной речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом, при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.
Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук, необходим контроль со стороны взрослых.
Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребенка негативной реакции. Ни в коем случае не говорим ему «скажи С, Л, Р» и т. д. ребенок в этом случае может вернуться к искаженному произношению. У каждого звука есть свой символ – «свист насоса», «гудок парохода», «мотор самолета» и т. д. Это информация будет в индивидуальной тетради для занятий с логопедом.
Так же в тетради будут специальные игры и упражнения, которые помогут автоматизировать поставленный звук. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений, так и во время игр в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если полученный результат не закреплять дома, то заметных подвижек может и не быть.
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Спасибо за внимание!