Дина Леканова
Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе «Сенсорное развитие детей»
Сегодня мы вас приглашаем в путешествие по стране «Сенсорика»
Как вы понимаете - что такое сенсорика?
Сенсорика- это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия и формирования представлений о важных свойствах предметов, их величине, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Первые 3 года - это период интенсивного психического и физического развития малышей.
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, внимание, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной памяти. Ребёнок практически всё в этом мире познаёт через игру. Огромная роль в развитии сенсорных способностей отводиться дидактической игре.
- Окружающий мир мы познаём - воспринимаем с помощью органов чувств:
зрения (глазами - видим цвет, форму, величину,
слуха (ушами - слышим звуки
вкуса (на языке- вкусовые рецепторы
обоняния (нос) чувствуем запахи
осязания (трогаем руками и понимаем - вес, фактуру, температуру предмета- холодная или тёплая вода
Не должны отставать друг от друга.
Задание по командам: мысленно обследуйте: Птица и Снег: какие анализаторы вы подключили и какие получили представления (что можете рассказать о птице, о снеге)
Как вы думаете, какие сенсорные способности развивает эта игра?
Глазами видим цвет, тактильно можно определить форму.
Можно называть жёлтое - как солнышко, зелёное - как ёлочка, белое - как снег.
Постепенно уходят сравнения, дети будут чётко различать и назвать.
В таких играх развивается моторика рук -пальчиками брать, приклеивать, тактильно определяют материал (гладкий, мягкий, называют цвет фруктов, фишек
Даже можно развернуть целый сюжет: где растут яблоки, какой компот сварили, сколько красных яблок? кого угостишь компотом?
. А в ведёрки собирать не просто фишки, а называть овощи, фрукты, ягоды.
Выкладываем разные дорожки. По какой дорожке поедет трактор? По какой дорожке побегут зайчики? Самое главное получить речевой продукт. Здесь видят и цвет, и размер, пальчиками надо попасть фишками- развивается моторика рук.
Непростая задача- знать как правильно сложить жёлтые или красные шарики, потому что палочки разной высоты. И мозаикой выложить рисунок, подобрать фишки.
Палочки развивают пространственную ориентировку: Снизу оранжевая палочка, сверху синяя. Дети выкладывают палочки, получается объёмная картинка. Обговаривать цвета: слева и справа от стебелька жёлтые листочки, бутон начинается с розовой палочки
Шнуровка развивает мелкую моторику. Учёные доказали связь мелких мышц с артикуляционной моторикой. Детям бывает ещё трудно справиться с такими заданиями.
Обговариваем: шнурочек просовываем в дырочку снизу, сверху вытаскиваем до конца. Шнурок длинный. Собираем бусы для мамы.
Дома можно старый ботинок дать ребёнку.
Застёгивание так же развивает мелкую морику.
Обговариваем: что застегнули, сколько пуговиц? предложения составлять из 2-3сло
Величина - сначала, потом, первый, последний. Большой, маленький. Сколько красных грибочков, а жёлтых. Покажи большую коробку, самую маленькую
Блоки Дьенеша развивают фантазию, придумывают постройки. Положили плашмя, на ребро. Кому построили заборчик, дорожку. В таком наборе фигуры различаются по цвету, форме и размеру
Собрать пирамидку - задача очень даже не простая. Внизу самое большое кольцо, вверху самое маленькое. Можно усложнить - начать с самого маленького.
Стаканчики можно вкладывать друг в друга или строить башню. Развивается ловкость рук, называют цвета, находят разные по размеру вкладыши.
Дома можно брать баночки из-под йогурта и переливать воду в тазике.
Принцип почтового ящика развивает мелкую моторику пальчиков, усложнение - подбирать палочки по цвету
Разные конструкторы так же развивают и мышление, моторику рук, умение создавать разные конструкции. Важно обговаривать, узнать что построили, каку фигуру поставили наверх, какая внизу.
«Вкладыши и пазлы» сложные, но очень полезные игры. Если собирают овощи, то можно задать вопрос - почему нет груши? А в пазлать дети видят отдельные детали, части тела животных. Где голова? Сверху. Покажи где хвост.
Массажные мячики стимулируют артикуляционный аппарат. Можно водить по шее, рукам, ножкам, по спинке.
С прищепками говорить, говорить, задавать вопросы. Размышлять. Почему такая картинка, кто что ест. Что собрали репке - зелёные листочки, солнышку-лучики.
Так же развивается мелкая моторика, задействованы зрительные анализаторы, развивается мышление, воображение.
Через игры дети лучше запоминают геометрические фигуры. Можно выкладывать готовые картинки, затем придумывать.
Повторять и названия фигур, и цвет, и развивают моторику пальчиков.
В пальчиковых играх развивается всё: пальчики, эмоции, герои нравятся, герои двигаются по разному, говорят разными голосами.
Тактильное восприятие через сухой бассейн: достаёт игрушку, ищет. Угадывает. Успокаивается нервная система.
Оказалось, что умеют детки пользоваться ножницами. Можно дома пробовать под присмотром взрослых.
И конечно тренировать нажим карандашом. Слабо нажимают. Закрашивать затрудняются. Раскраски или простые картинки пусть раскрашивают.
Не обязательно покупать дорогие игры. Игрушки. Гуляя на природе, на пляже пусть ребёнок собирает камешки, ракушки. Пересыпает песок, переливает воду.
Важно развивать и умение различать запахи : в баночки положить корку или кусочек апельсина, лавровый листик, чеснок. Чтобы узнал по запаху. Развиватся обоняние- вместе с этим развивается мыслительная деятельность, логическое мышление, умение отгадывать загадки.
На вкус отгадывать овощи, фрукты.
Чем пахнет? Что нам мама готовит? Почему ты думаешь, что будем кушать блины?
Развитое слуховое восприятие пригодится на занятиях по обучению грамоте (слышать гласные и согласные звуки, первый и последний звук в слове)
Какая машина проехала: большая или маленькая, дождь сильный или слабый.
Слушать неречевые звуки: шуршание бумаги, фольги, картона.
Какая баночка звенит громко, какая тихо
Познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, когда задействованы все группы анализаторов.