Татьяна Страхова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многогранье будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов : ощущений, восприятий, представлений.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Поэтому важно последовательное и систематическое включение сенсорного воспитания в режимные моменты ДОУ.
Именно при помощи сенсорных эталонов малыш становится способен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения (измеряемые в децибелах, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии — это четыре основных вкуса и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.
При этом основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии. Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:
• учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
• формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
• учит исследовать окружающий мир;
• формирует систему сенсорных шаблонов;
• учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации. Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития.
Игры для развития зрительного восприятия и закрепление цвета:
Найди пару
Материал: половинки яичек - вкладыши
Задачи: упражнять в умении находить предметы одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук;
Собери карандаши в стаканы
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Задачи: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель ставит в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик поставлю карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется для всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
Весёлые прищепки
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Задачи: Формировать умение детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребё нка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
Заплатки фруто - крышек
Материал: фруктовые крышки, листы с заплатками.
Задачи: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
Воспитатель предлагает ребенку подобрать заплатку в соответствии с цветом фруктовых крышек.
Подбери гаечку и шайбу
Материал: набор гаек и болтов разных цветов и формы.
Выбор цвета по словесной инструкции
Собери пуговички на нитку
Материал: пластмассовые «бусы» разного цвета и размера.
Задачи: укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно –моторной координации; формировать умения сочетать по цвету, величине.
Лего пирамидки
Материал: конструктор лего.
Задачи: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
Воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку из лего только из одного цвета.
Веселые перчатки
Материал: полиэтиленовая перчатка, гладкие бусины.
Задачи: укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно –моторной координации; формировать умения сочетать по цвету, величине.
Игры для развития слухового восприятия
Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны).
Задачи: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д.
Задачи: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных
музыкальных инструментов.
Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.
Игры для развития восприятия величины
Сложи пирамидку
Задачи: Упражнять детей в умении определять величину предмета, проговаривая где самое большое колечко.
Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный размер колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть размер – самый большой колец.
Игры на липучках
На цвет – подбери цветок в соответствии с цветом горшка.
На величину – большой маленький.
Итог
Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.