Наталья Николаевна Невская
Родительское собрание «Сенсорика в мире ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: повысить уровень знаний родителей по проблеме сенсорному развитию; раскрыть понятие «дидактическая игра» и ее влияние на сенсорное развитие детей; вызвать заинтересованность родителей по данному вопросу; укрепить сотрудничество с семьей.
Публикация «Родительское собрание „Сенсорика в мире ребенка“» размещена в разделах
Ход проведения:
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы находите время присутствовать на наших собраниях и не остаетесь равнодушными к процессу воспитания своего ребенка.
Чтобы создать доброжелательную обстановку была проведана игра: родителям было предложено встать в круг парами. В парах им необходимо было выполнять задания: встать спина к спине, поменяться парами; встать плечо к плечу, нога к ноге, снова поменяться парами; колено к колену, рука к руке. И последним заданием было – встать в круг плечо к плечу, ладонь к ладони.
- Посмотрите, как Вы сейчас стоите, взявшись за руки, вы образовали круг, сплоченный коллектив. И мне хочется, чтобы сегодняшнее наше собрание прошло так же дружно, сплоченно и легко родителям предлагается пройти на свои места.
На сегодняшней встрече мы поговорим о сенсорном воспитании и о том, как оно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать окружающие его предметы. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Вот об этом мы с вами сегодня поговорим. Сенсорное развитие – это основная составляющая для полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина и пространственные отношения. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно способствует развитию наблюдательности, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, обогащает словарный запас детей.
Чем занимается ребенок большую часть своего времени? (играет) Правильно игра – именно играя, ребенок учится и познает окружающую его действительность. Перед каждым возрастным периодом стоят свои задачи. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны Сенсорные эталоны – это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами, это развитие тактильных, слуховых и вкусовых ощущений у ребенка. Знакомя детей с эталонами необходимо знакомить детей со способами обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Сегодня я предлагаю Вам почувствовать себя детьми и пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.
Воспитатель берет в руки «Волшебный мешочек», и предлагает узнать на ощупь, что в нем находится (нескольким родителям предлагает попробовать угадать что там). – Вы сейчас пали в затруднительную ситуация, в которой ребенок оказывается каждый день, сталкиваясь с огромным количеством предметов и явлений окружающих его. И наша задача – помочь ребенку и облегчить процесс формирования представлений об окружающем мире.
1. Ну что я предлагаю вам познакомиться с «Цветными играми».
Воспитатель предлагает поиграть родителям подвижную игру «Цветные автомобили». Родителям раздаются разноцветные кружечки – это руль. В центре зала располагается воспитатель с цветными флажками. Поднимаю флажок какого-нибудь цвета, родители, имеющие такого цвета кружок, начинают двигаться по залу. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Можно поднять одновременно два или три флажка.
«Какого цвета не стало?» : перед родителями выставляются разноцветные кубики: 4 основных цвета (красный, синий, желтый и зеленый, черный и белый и 3 дополнительных цветов (голубой, розовый и серый).
«Соберем бусы» (по памяти восстановить последовательность из разноцветных кружков, в соответствии с образцом).
2. Ну что давайте поиграем еще: «Фигурные игры».
«Разложи по форме» : перед родителями ставятся три коробки одного цвета с изображенными на них эталонами – образцами ( эталоны: квадрат, круг и треугольник) и есть мешочек с набором 24 предметов: 8 – похожие на квадрат; 8 – похожие на круг и 8 – похожие на треугольник. Их задача разложить предметы в соответствие с образцом на коробке.
«Какая фигура лишняя» : определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить родителям объяснить принцип исключения.
3. Движемся дальше, давайте поиграем в игры направленные на закрепления понятия величины.
Родителям предлагается разложить цветные полоски от самой длинной к самой короткой, и от самой высокой до самой низкой.
«Разложи по местам» : родителям предлагалось распределить 5 видов игрушек по 5 коробкам в зависимости от размера.
4. Игры, направленные на развитие слухового восприятия и ориентировки в пространстве. Родители встают в круг, в центре – водящий с завязанными глазами. Нескольким родителям, стоящим в кругу даются музыкальные инструменты (колокольчик, трещотка, барабан). Задача водящего угадать, что прозвучало и повернуться в то направление, откуда слышен звук, рукой показав направление.
5. Игры, направленные развитие тактильного восприятия. Родителям предложено найти пару для каждого типа поверхности (гладкий, мягкий, твердый)
- Ну, что я надеюсь, мне удалось показать вам с каким многообразием предметов и явлений сталкивается ребенок, и чтобы процесс восприятия был полон, необходимо задействовать все группы анализаторов. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома Ведь процесс сенсорного развития ребенка является фундаментом для развития общего умственного развития. Поэтому необходимо создать условия для гармоничного развития, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
- В конце собрания мне хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о сегодняшнем мероприятии. Родителям предлагается ответить на ряд вопросов: Что нового вы узнали? Чем полезна именно для Вас данная встреча? Чему же могут научить ребенка дидактические игры?
Напутственные слова воспитателя: «Создавайте постоянно условия для развития своего ребенка, чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Будьте основным участником в игровом процессе, что позволит вам установить более прочную связь с вашим малышом!