Галия Курмакаева
Родительское собрание с элементами игры и тренинга «Я — хороший родитель!»
▼ Скачать + Заказать документы
Я — хороший родитель!
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
• обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
• обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга и интерактивных форм работы.
1. Игра знакомство.
Публикация «Родительское собрание с элементами игры и тренинга „Я — хороший родитель!“» размещена в разделах
Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.
2. Упражнение «Цветок»
(цель – выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку)
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?
Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.
Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?
Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности ребёнка - это ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ воспитания.
ВТОРОЙ СЕКРЕТ предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 6-8 объятий в день!
3. Проективная методика «Герб родительства» Какой я родитель? Можно ли сразу ответить на этот вопрос? Наверное, можно, но будет ли ответ объективным и правдивым? Чтобы быстро понять истинные чувства и потребности родителя, пришедшего на занятие, мы прибегаем к помощи хорошо зарекомендованной проективной методики «Герб». В методических сборниках данная методика имеет несколько вариантов. Я предлагаю вариант, который на мой взгляд, наиболее удобный, доступный и информативный в плане самопознания человеком себя как родителя. Для этого упражнения потребуются заготовки чистых бланков в виде герба, цветные карандаши на каждого участника. Особенность герба в том, что на нем изображаются какие либо образы, картинки, имеющие определенного значение. Родителям предлагается разделить листочек на четыре равные части, в каждой части нарисовать образ, вещь, предмет, животное или растение, обозначающее разные части себя как родителя.
Как родитель я похож на …
Мои дети (ребенок) похожи на …
Я глазами детей похож (а) на …
Мне хотелось бы выглядеть как …
Рисунок выполняется цветными карандашами. Во время рисования желательно не давать никаких подсказок и рекомендаций. После того, как все закончили свою работу, по желанию участников, организовывается обсуждение в мини группах по 3-5 человек. Во время обсуждения другие участники высказывают свои впечатления и предположения по поводу значения рисунка, обращается внимание на цвет, размер, нажим карандаша, сюжет, характер изображения. После этого автор рисунка делится своими чувствами и эмоциями, которые он испытал во время обсуждения его работы. На этом этапе участие добровольное, так как бывают родители не готовы к публичному обсуждению собственных чувств и переживаний. Как правило, такой анализ помогает родителям осознать свои сильные и слабые стороны себя как родителя, выделить наиболее тревожные факторы и потребности. Имея достаточный опыт в интерпретировании проектных методик, психолог может помочь родителям сделать более глубокий анализ, но и такой вариант работы родительской группы может поспособствовать саморазвитию человека либо дополнительному индивидуальному обращению родителя к психологу после собрания.
3. Упражнение «В лучах родительского солнца»
(цель - выявление способов проявления родительской любви к ребенку, обмен родительским опытом)
Вам предложен круг, который символизирует Вас – родителей. Ваша задача каждому нарисовать луч. Рисуя лучик, вы должны дать ответ на вопрос: Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю? ( например: Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него. Я добрая и т. п.)
Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Обсуждение: Давайте поделимся своими педагогическими находками со всеми. На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?».
А теперь внимательно посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
4. Упражнение «Аплодисменты»
(цель - снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения)
Уважаемые родители сегодня мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!