Пименова Вера Васильевна
Родительское собрание «Роль совместного отдыха детей и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: Круглый стол
Цель: Выявить необходимость совместного отдыха детей и родителей.
Задачи: Проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей. Способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха детей и родителей. Продумать формы совместного отдыха.
План проведения
1. Вступительное слово педагога.
2. Тест «я и мой ребёнок»
3. Анализ результатов теста рисунка «Моя семья»
Темочки:
4. Рисование родителями своего ребёнка.
5. Обсуждение темы: «Возможные формы совместного отдыха детей и родителей»
6. Обсуждение темы: «Какие формы совместного отдыха детей и родителей выбирает ваша семья»
7. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап
(Приложение № 1)
1. Проведение исследования воспитанников группы с помощью опроса «Моя семья». В период подготовки к родительскому собранию составляет серию вопросов для детей, ответы на которые помогут выявить основные формы совместного отдыха детей и родителей. Опрос проводится устно.
2. Подготовка материала к собранию. Информация подготовленная воспитателем должна содержать достоверные данные.
3. Подготовка наглядного оформления родительского собрания.
4. На собрание могут быть приглашены педагог –психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Организационный этап
Родители воспитанником рассаживаются, столы расставлены по кругу. На столах разложены чистые листы бумаги, разноцветные карандаши, ручки, жетоны.
Вступительная часть собрания Воспитатель –ведущий собрания сообщает родителям тему,цель и задачи собрания, представляет гостей. Сообщает план проведения родительского собрания и роль каждого присутствующего.
Воспитатель: Традиционное приветствие мы проведё м с обязательным использованием фразы : «Здравствуйте, мне приятно вам сказать….». Родители вправе закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким. Участники приветствуют друг друга.
Этап педагогического всеобуча.
В течении первых трёх лет человек приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. Огромные изменения происходят в течении всего дошкольного возраста. Шестилетний ребёнок может вынести из огня 2го малыша,отказаться от незаслуженной награды, пожертвовать развлечением, чтоб помочь родителям… К шести годам ребёнок сформированная личность. Но ему необходима поддержка семьи в дальнейшем воспитании.
Мы сильно заблуждаемся думая, что жизнь ребёнка принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение имеет только весьма не большую долю в том естественном развитии ребёнка, на которое гораздо больше влияния оказывает время проведённое с семьёй.
Поэтому основная роль в привитии хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить воспитание ребёнка. только родители знают тонкости характера ребёнка. Только родители могут решить, как лучше использовать, то что дала ребёнку природа.
А что может и хочет ребёнок можно узнать только в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка создаётся взрослыми. И лучше всего во время отдыха.
- Возможен ли совместный отдых родителей и детей?
- Нужен ли такой отдых?
- В чём необходимость такого отдыха?
Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Но наверняка каждый родитель организует совместный отдых со своими детьми.
Этап проведения теста «Я и мой ребёнок»
(Приложение № 2)
Родителям предлагается выполнить задания теста «Я и мой ребёнок»
Воспитатель: Роль родителей в воспитании ребёнка невозможно переоценить. Вы главные строители детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания.
Анализ результата теста «Рисунок моей семьи»
(Приложение № 3)
Воспитатель: Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
, Сейчас мы и попробуем узнать. как ребёнок относится к вам- к своим родителям.
Родителям в общих чертах предоставляется интерпретация теста «Рисунок моей семьи» .
По результатам этого теста нельзя делать окончательные выводы. Тем более дети старшей группы недостаточно владеют техническими навыками рисования.
В ходе ознакомления теста может быть выявлено:
• Дружна ли семья
• Все ли члены семьи являются обязательными для ребёнка
• К кому из членов семьи ребёнок испытывает негативное отношение
• Какое место отводит каждому члену семьи и себе
• Кто из членов семьи наиболее близок ребёнку
• Заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребёнка.
Рисование родителями своего ребёнка Родителям предлагается изобразить своего ребёнка на листе бумаги. Рисунки родителей дополняют выставку, подготовленную к родительскому собранию воспитанниками группы «Рисунок моей семьи».
Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха детей и родителей»
Перед началом предлагается просмотреть или прослушать запись опроса детей.
Воспитатель: Как отдыхает ваша семья? Чем занимаетесь, собравшись вместе? (высказываются родители)
Можно использовать следующие формы совместного отдыха детей и родителей :
• Совместная интеллектуальная деятельность, интеллектуальные семейные игры, разгадывание кросфордов, ребусов, загадок.
• Совместная творческая деятельность. Родители вместе с ребёнком создают творческий проект.
• Совместная трудовая деятельность.
• Совместная спортивная деятельность.
• Совместные спортивные, театральные, сюжетно-ролевые игры.
• (Проводится подробное обсуждение каждого пункта)
•Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха детей и родителей выбирает ваша семья»
Перед родителями коробочки с надписями
• Совместная интеллектуальная деятельность, интеллектуальные семейные игры, разгадывание кросфордов, ребусов, загадок.
• Совместная творческая деятельность. Родители вместе с ребёнком создают творческий проект.
• Совместная трудовая деятельность.
• Совместная спортивная деятельность.
• Совместные спортивные, театральные, сюжетно-ролевые игры.
Родителям предлагается опустить жетон в выбранную ими коробочку для приемлемого отдыха семьёй. Затем подчитываются результаты голосования и выявляется наиболее популярный вид совместного отдыха. Принимается решение о проведение в группе совместного мероприятия в форме, которая по мнению родителей, является самой популярной.
Итог
Воспитатель: уважаемые родители вот и подошло к концу наше родительское собрание. В течении собрания вы получили информацию не только о своих детях, но и о себе, рассмотрели систему «родители-дети»
Решение :
1. В результате опроса родителей группы выявлено, что наиболее популярной формой совместного отдыха детей и родителей является…. ; наименее популярной формой совместного отдыха детей и родителей является….
2. Поэтому в группе нужно провести мероприятие с использованием указанных форм совместного отдыха детей и родителей.
Приложение № 1
Опрос «моя семья» с детьми.
Детям предлагается закончить упражнение:
1. Наша семья состоит из….
2. Она какая ….
3. Обычно вечером я….
4. В выходные моя семья….
5. Моя мама ….
6. Мой папа ….
7. Я хочу, чтобы ….
Приложение № 2
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
6. Поставить себя на место ребенка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз. Мнимая прихоть?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
Ключ к тесту.
Ответ «а» оценивается в 3 очка.
Ответ «б» оценивается в 2 очка.
Ответ «в» оценивается в 1 очко.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и
Можете надеяться на хорошие результаты.
13-27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы через чур строги, в других случаях- излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 13. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов- педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение № 3
Тест «Рисунок моя семья»
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали. Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью».
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО! Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
1. Ощущение от рисунка
2. Последовательность рисования членов семьи, кто первый, кто последний
3. Графическое изображение:
- кто выделен нажимом или цветом – этот член семьи в данный момент более значим
4. пропущен ли кто-то из членов семьи (с этим человек тяжелые эмоциональные отношения)
5. размер членов семьи
6. Стирает ли?
7. Исправляет ли?
8. Добавляет ли комментарии
9 Если рисует себя и какую-то часть тела выделяет (значит испытывает эмоциональное напряжение в этой части тела
10. если разделение между членами семьи (столбы, травка, деревья и пр.)
11. паузы между рисованием членов семьи: более 15 сек
12. если просим рисовать семью, а рисует других – травма, избегание
13. если увеличивает кол-во членов семьи – неудовлетворенность, нехватка общения
14. все за руки на рисунке – благополучие в семье
15. обратить внимание, у кого не прорисовано лицо – эмоциональное отвергаемое отношение
16. большая голова – по мнению ребенка, самый умный в семье
17. то, что зачеркивает – вызывает тревогу
18. можно попросить сочинить сказку по рисунку (для терапии)
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку.
Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы.
Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Литература
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и тд. - СПб. : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -352 с
2. Родительские собрания в детском саду : Старшая группа/ Авт. - сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО, 2010.-320 с