Наталия Несмиянова
Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная работа:
1. Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовление их вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
2. Совместное изготовление детьми и родителями цветов из бумаги (для украшения группы)
3. Сбор и декорирование веточек деревьев (для украшения группы)
(приложение№1)
4. Распространение информационных листов – памяток для родителей:
«Театральный этикет», «Правила семейного этикета»
Публикация «Родительское собрание „Роль этикета в воспитании детей“» размещена в разделах
(приложение№2)
5. Подбор и анализ методической литературы:
Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду.
Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками
Баринова Е. В. Уроки вежливости и доброты.
Мулько И. Ф. Этика для детей 5—7 лет.
Шорыгина Т. А. Беседы об этике с детьми 5—8 лет.
Богуславская Н. А., Купина Н. А. Весёлый этикет.
6. Подготовка детской литературы для выставки:
Алябьева Е. «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно» Осеева В. «Волшебное слово»
Барто А. «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой»
Дружинина М. «Кто знает волшебное слово»
Кондратьева А. «Добрый день»
Кривошеева В. «Доброе утро»
Чуковский К. «Федорино горе», «Мойдодыр»
Русская народная сказка «Два жадных медвежонка»
7. Пополнение предметно-развивающей среды группы наглядно – дидактическим материалом: игры: «Приятного аппетита», «Как правильно себя вести», «Телефонный разговор», «Похвали друга»; игрушками; иллюстрациями по теме «Этикет», методическими пособиями :Демидова О. Н. «Будьте вежливы всегда», Богуславская Н. А., Купина Н. А. «Весёлый этикет».
8. Подборка и оформление иллюстраций по теме «Этикет».
9. Изготовление смайликов (для команд родителей) – желтого и зеленого цвета.
10. Подборка материала для игры в КВН на тему «Этикет» (конкурсы, вопросы, карточки с пословицами).
11. Изготовление детьми сувениров «Солнышко» для участников игры.
Оборудование:
Интерактивная доска, проектор, листы А4, ватман, краски, кисточки, фломастеры, карандаши, ножницы, скрепки, музыкальные инструменты (игрушки, горшочек с вопросами (для игры, посуда для сервировки стола, смайлики, булавки, сувениры.
План-конспект: Родительское собрание в средней группе «Смешарики»
Тема: «Роль этикета в воспитании детей»
Форма: Деловая игра
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу о формировании культуры поведения и основ речевого этикета в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
Способствовать созданию положительного микроклимата в группе и семье. Помогать родителям в формировании основных этических понятий: вежливое поведение; правила красивых манер; внимание и уважение к людям; знакомство с нормами нравственности; вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома; воспитывать стремление быть порядочным; воспитывать моральные качества.
Помогать детям развивать навыки общения в разных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
Ожидаемый результат:
• Помощь родителям в осознании значимости продуктивного взаимодействия детского сада и семьи;
• Оказание позитивного влияния на воспитание нравственных и этических чувств не только у своих детей, но в коллективе группы;
• Повышение этической культуры родителей;
• Практическое применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье;
• Повышение статуса семейного воспитания.
Предполагаемое время:1час 30 минут
Участники: воспитатель, учитель - логопед, родители.
Повестка собрания:
1. Беседа: «Роль этикета в воспитании детей».
2. Правила этикета для детей (выступления родителей)
3. Презентация: «Лучше всех на свете - воспитанные дети!»
4. Игра «КВН»
5. Разное.
Ход собрания:
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу хотелось бы начать со слов Макаренко: «Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных. В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям.
Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному нравственному воспитанию наших детей. Немаловажную роль в этом играет этикет.
1. Тема сегодняшней встречи: «Роль этикета в воспитании детей»
Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе.
Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи, и душевные качества ребенка. Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Мы живем в обществе, поэтому так или иначе зависим от него и от людей, которые нас окружают. Чтобы нам жилось как можно комфортнее, нужно научиться жить в ладу со всеми, кто находится рядом с нами, а также уметь ориентироваться в любой ситуации, ведя себя со всеми вежливо и корректно. Для этого и существует этикет.
2. Презентация: «Лучше всех на свете - воспитанные дети!»
(приложение №3)
Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают культурными, и понимают, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Вся сложность состоит лишь в том, что ребенку все правила необходимо правильно преподнести. За выполненные правила ребенка следует хвалить, чтобы закрепить его успех.
3. Правила этикета для детей (выступление родителей)
Родители:
1. «Речевой этикет - Вежливо говорить и благодарить»
2.«Столовый этикет – Благородство нужно воспитывать»
3.«Гостевой этикет – На день рождения друзей»
4.«Пассажирский этикет – В поездку, хоть каждый день»
5.«Этикет поведения детей на улице»
(приложение № 4)
4. Игра «КВН»
Воспитатель: Давайте сейчас с вами поиграем! При входе в зал вам выдали цветные смайлики. Участники со смайликами желтого цвета – 1-ая команда, со смайликами зеленого цвета – 2-ая команда. Я предлагаю вам разделиться, придумать название своей команде, которое будет соответствовать теме нашей встречи. Оценивать вас будут жюри, в состав которых входят родители и воспитатель (родителей выбираем считалочкой):
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
- Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.
Задание 1: «Здравствуйте, это я!»
Команды представляются, рассказывают о себе, используя разнообразные средства изображения (музыкальные, словесно-художественные и т. д.)
Задание 2: «Доскажи словечко» (команды отвечают по переменке)
1. Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь… (Добрый день)
2. Друг другу на прощание
Мы скажем… (До свидания)
3. Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее… (Его извинить)
4. До чего ж оно красиво
Слово доброе… (Спасибо)
5. Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста… (Вы извините)
6. В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше … (Не перебивай)
7. Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: … «Как…» (Дела)
8. Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке,
Просят мышки из норы:.
«Дайте! Будьте…» (Так добры)
9. Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали:… (Браво)
10. Корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: … (Будь здорова)
11. На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю:… (Добрый вечер)
12. Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит:… (Спокойной ночи)
Задание 3: «Ты мне, я тебе!»
(Команды по очереди задают вопросы друг другу)
Чтобы определить, какая команда начинает, нужно отгадать загадку.
1) Когда мы расстаемся
До нового свидания,
Какое слово скажем?
Конечно. (До свидания)
2) Чтобы было очень мило,
Завернем его красиво,
Лентой перевяжем,
Поздравленья скажем. (Подарок)
- Первой отвечает команда…
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из корзины?
2. Чем едят макароны?
3. Чем размельчают овощи?
4. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
5. Какие фрукты едят руками?
6. Когда приборы кладут параллельно друг другу?
7. В какой руке держат нож?
8. Как нужно наклонить тарелку с супом?
9. Что нужно делать, если вилка упала?
10. Как нужно разговаривать за столом?
Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. Как кладутся приборы, в перерыве между едой?
7. В какой руке держать вилку?
8. Как нужно пользоваться ложкой, когда ешь суп?
9. Куда класть использованную бумажную салфетку?
010. Что едят десертной ложкой?
«Игра-Разминка»
Давайте с вами немного разомнемся! Сейчас, всех приглашаем в круг. Если ведущий называет слово, подходящее к понятию вежливый, то все участники идут по кругу (под музыку, если называется слово, подходящее к понятию невежливый, то хлопают в ладоши и поворачиваются, идут в другую сторону.
Слова: Невежа, Дерзкий, Воспитанный, Грубый, Тактичный, Деликатный, Циничный, Корректный, Галантный, Некультурный, Внимательный, Наглый, Обходительный, Невоспитанный, Уважительный, Неприветливый, Заботливый.
Задание 4: «Чудесный горшочек»
Команды достают по очереди из горшочка вопросы о правилах поведения и озвучивают свои ответы:
1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?
— младший,
— старший.
[/b]2. [/b]Кто первым протягивает руку при знакомстве?
— младший — старшему,
— старший – младшему.
3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
— девушка,
— молодой человек,
— оба.
4. Кто первым кладёт телефонную трубку?
— девушка,
— молодой человек.
5. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
— извините,
— извиняюсь.
6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
— спиной к сидящим,
— лицом к сидящим,
— боком к сидящим.
7. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
— нежелательно в любом случае предпочтительна сдержанность.
— шумное поведение допустимо везде.
8. Как следует принимать подарки?
-поблагодарить, не раскрывая подарка
— развернуть, порадоваться и поблагодарить
— развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.
9. Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
— обязательно,
— если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.
10. Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?
— раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник)
— раскрыть, поблагодарить и угостить присутствующих.
11. Как используется полотняная салфетка?
— её кладут на колени,
— кладут рядом с тарелкой,
— заправляют за воротник.
12. Как берут из общего блюда хлеб?
— руками
— вилкой
13. Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
— откусывать от куска
— отламывать рукой маленькие кусочки и есть их
14. Как познакомить своих друзей с родителями?
— представить родителей друзьям
— представить друзей родителям
15. Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?
— нельзя
— можно, если голоден
— можно во всех случаях
16. Встретив на улице приятеля (подругу, который гуляет со своими
друзьями, ты поздороваешься:
— только с другом
— со всеми
Задание 5: «Культура речи»
Каждой команде дается лист с написанными на нем заголовками. Нужно за 3 минуты написать как можно больше вежливых слов и фраз, которые используют при:
— встрече
— расставании
— если обращаешься с просьбой
— если извиняешься
— если благодаришь
— высказываешь добрые пожелания
— выражаешь сочувствие
Задание 6: «Тёмная лошадка»
Команда выбирает лошадку, вторая достаётся второй команде. Каждая лошадка предлагает вам задания: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку.
1. Сервировка обеденного стола.
2. Сервировка праздничного стола.
(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева — вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетнице.)
Давайте продолжим наше собрание чаепитием!
И ответим на следующие вопросы:
1. Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
2. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)
3. Что такое «шведский стол» (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)
4. Как едят пирожные, торты, пироги (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
5.Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест — пауза в еде, параллельно - окончание трапезы)
6. По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)
Задание 7: «Творческое»
Капитаны команд вытягивают карточку с написанной на ней пословицей. Необходимо изобразить пословицу, используя мимику и жесты, другая команда отгадывает пословицу:
«Семь раз отмерь - один раз отрежь»
«У страха глаза велики»
Задание 8: «Мы в парке комплиментов»
В заключении игры говоря словами из книжки «Пусть меня похвалят»
…Запомни, что вежливые слова
Могут творить чудеса!
Даже простая улыбка поднимет настроение,
Не только тебе, но и тем, кто рядом с тобой!
Каждой команде предлагается сказать слова-комплименты для команды соперников.
Подведение итогов, награждение. Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.
Воспитатель: Уважаемые родители, будьте культурными. Выполняйте правила культурного поведения и общения. Будьте для детей примером. Ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно.
5. Разное:
1. Украшение группы гирляндами из цветов и цветными ветками деревьев.
2. Подготовка к весеннему празднику: Главная репетиция сценки «Ты моя доченька» и танца пап с дочками.
3. Подведение итогов конкурса книжек-малышек «Зимние забавы»
4. Организация выставки «Первоцвет»
Решения собрания:
1) Продолжать знакомить детей с этикетом и его видами, прививать правила этикета в детском саду и дома.
2) Способствовать овладению детьми навыков этикета.
3) Закрепить с родителями навыки этикета с помощью проведения нетрадиционных игр и упражнений.
Воспитатель: Воспитан ли мой ребенок, присущи ли ему вежливость, чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.
Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку вежливее! Мы будет рады встрече с вами, наши вежливые родители и не забудем при встрече говорить -«Здравствуйте!» и при прощании говорить простое слово – «До свидания!»
Рефлексия:
Сейчас каждому из вас достанется солнышко, на обороте написано начало предложения, я Вам предлагаю продолжить его!
Особенно мне понравилось….
Мне хотелось бы, сделать иначе….
Мое отношение изменилось….
На мероприятии я увидела….
Я приобрела знания….
Я открыла для себя….
Меня удивило….
Для меня полезным оказалось….
Большая трудность для меня….
Я узнала для себя….
(Эти маленькие солнышки остаются у вас на память как – частички доброты, любви и вежливости).
Всем большое спасибо! До свидания! Всего Вам доброго!
Итоги: Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации мероприятия (поиск информации, выступления). Самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью. Самый лучший способ прививать хорошие манеры – постоянно показывать пример. Активное участие в игре, показало, что за полтора года совместной работы с родителями и детьми -сплотился коллектив, который уже самостоятельно принимает участие в жизни группы (в оформлении группы к праздникам; подготовки выступлений на празднике, на собрании; помогает воспитателю с детьми)
Литература:
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2015, С. 89.
Педагогическое взаимодействие в детском саду[Текст] методическое пособие //Под ред. Н. В. Микляевой. - М. : «Сфера», 2013., 128 с.
Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-