Галина Хощенко
Родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера»;
- акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
- стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;
Публикация «Родительское собрание в ДОУ „Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.
Участники: родители
Ведущий: педагог-психолог
Количество участников: 15-17 человек
Оборудование: магнитная доска, листы бумаги, бланк «Негативные родительские установки», памятки «Портрет психологически здорового ребенка» и «Принципы общения с ребенком».
Форма проведения: групповая дискуссия с элементами тренинга. Перед родительским собранием проводится диагностическое исследование – изучение опыта эмоционального воздействия в семье и характеристик эмоциональной сферы матери. Предлагается заполнить анкету дома, отвечают на вопросы мамы воспитанников.
Портрет психологически здорового ребенка
1. Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
2. Ребенок испытывает чувство привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
3. Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
4. Обладает устойчивым чувством «Я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
5. Способен к сопереживанию.
6. Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
7. Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Принципы общения с ребенком
1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день
Ход собрания
Родители сидят в кругу.
1. Вступительное слово педагога-психолога.
Психолог : «Уважаемые родители! Наверняка каждый из вас хотя бы раз видел социальную рекламу, в которой наглядно демонстрируется, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в бедующем. Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Для психического комфорта малыша важны:
- эмоциональное самочувствие – ощущение и переживание эмоционального комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни;
- эмоциональное благополучие – показатель оптимального общего развития ребенка и его психического здоровья.
2. Приветствие – знакомство.
Психолог : «Тема нашего разговора сегодня – роль семьи в сохранении психологического здоровья детей. Прежде чем начать, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы вам хотелось, чтобы мы сегодня называли вас, отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» - назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Каждый следующий участник после того, как предложит свой вариант фразы, повторяет все, что было сказано до него. Например: «Я Елена, я отравляюсь в путешествие и беру с собой ежедневник». Следующая за ней говорит: «Я Ольга. Я отправляюсь в путешествие и беру с собой одежду. Елена вяла ежедневник» и т. д.
Затем психолог предлагает родителям рассказать о своих детях. Каждый из присутствующих должен продолжить фразу: «Мой сын/дочь лучший (ая, потому что…».
3. Анализ результатов анкетирования.
Психолог проводит итоги анкетирования: «После анализа ваших ответов можно сделать следующие выводы. Участники анкетирования, мамы, считают, что нецелесообразно ярко проявлять свои эмоции и чувства и обучать детей их понимать. Вы отметили, что почти никогда не обозначаете свои чувства словом, не рассказываете ребенку причины, например, недовольства его поведением, т. к. считаете, что дети еще малы и не поймут, у них в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Таким образом, эмоциональное взаимодействие и самочувствие родителей составляют педагогическую проблему, которую сегодня мы будем обсуждать на собрании.
Психологи считают, что эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок 3-7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций; у него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам; получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Предлагаю обсудить это противоречие»
4. Обсуждение с родителями.
Психолог : «Что, по вашему мнению, оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка?» (Если родители затрудняются в определении причин, следует предложить им обсудить факторы, указанные А. И. Захаровым.)
Психолог : «Давайте обратимся к фактам, оказывающим влияние на психическое здоровье ребенка, которые выделены ученым-психологом А. И. Захаровым.
а) Факторы социально-культурного характера:
- ускорение темпа жизни;
- дефицит времени родителей;
- недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
- загруженность родителей и невротизация взрослых;
- неумение решать внутри личностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
б) Социально-экономические факторы:
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
- ранний выход матери на работу.
в) Социально-психологические факторы :
- дисгармония в семейных отношениях;
- дисгармония в семейном воспитании;
- нарушение детско-родительских отношений».
Вместе с родителями определяют основные социальные факторы (записывают на доске) :
- дисгармония в семейных отношениях;
- дисгармония в семейном воспитании;
- нарушение детско-родительских отношений.
Психолог : «В следствии нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый родитель должен знать признаки такого состояния».
5. Работа в группах.
Психолог : «Сейчас мы разделимся на группы, и каждая постарается определить признаки стрессового состояния ребенка. Перед вами контрольный вопрос : как может проявляться стрессовое состояние у ребенка?» (Каждая группа через 5 минут озвучивает выбранные признаки.) Общий итог записывается на доске:
- трудности с засыпанием, неспокойный сон;
- частая усталость;
- участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.);
- участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
- беспокойство, непоседливость;
- частое проявление упрямства, капризов;
- навязчивые привычки – сосание пальца, грызеные ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;
- стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
- стремление к уединению;
- невротические проявления - моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д. ;
- дневное или ночное недержание мочи.
Психолог : «Действительно, все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка. Далее, если необходимо, перефразируем их. (Желательно подготовить несколько ситуаций, если активность родителей окажется низкой.) Например, очень часто в поликлинике можно слышать раздраженные высказывания родителей в адрес своего расшалившегося малыша: «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь».
Высказывания родителей :
- Я считаю, что эта фраза оказывает негативное воздействие на ребенка, т. к. он может почувствовать свою ненужность, предательство со стороны родителей.
- Мой сын начинает капризничать еще больше и не обращает внимания на сказанные слова.
Психолог : «Подумайте, почему ребенок продолжает капризничать.
Что он чувствует? Вы достигли желаемого?»
Высказывания родителей :
- Лучше сказать: «Потерпи немного, скоро пойдем домой». (В процессе обсуждения родители выбрали такой вариант: «Я понимаю ты устал. Я тоже не хотела бы сидеть в очереди. Давай придумаем чем мы можем с тобой заняться? Может быть, поиграем в слова)
Психолог : «Часто встречается ситуация, когда ребенок отказывается убирать свои игрушки. Что порой говорят родители в этом случае?»
Высказывания родителей :
- Убери свои игрушки ты же взрослая девочка.
Психолог : «Это позитивная или негативная установка? какое она имеет воздействие на ребенка?»
- Это высказывание позитивное, т. к. подчеркивает самостоятельность ребенка.
- Я думаю, что негативной установкой будет угроза выкинуть/спрятать игрушки, отдать другому мальчику или девочке: «Сейчас все выкину».
- Отказ ребенка убирать игрушки может быть вызван просто нежеланием, ленью. Я в таком случае устраиваю соревнование: кто быстрее уберёт свои вещи. Распределяем «зоны» уборки и по сигналу начинаем, а потом аплодируем «победителю».
- А я в таком случае говорю: «Игрушки уже устали играть и хотят отдыхать. Ты спишь в кроватке, а они - на полке. Помоги им вернуться «домой».
Психолог : «Мне кажется, два последних высказывания лучше, т. к. они прямо указывают на то, что родители ждут от ребенка, подчеркивая веру в его возможности. Негативным будет угрожать выкинуть/спрятать игрушки, отдать другому мальчику или девочке».
6. Упражнение «Родительские установки».
Психолог : «Перед вами таблица-бланк с негативными установками, которые иногда даются ребенку. Предположите, какие последствия могут повлечь подобного рода установки? Попробуйте изменить негативную установку на позитивную». (Итоги выполнения упражнения заносятся в общий бланк).
Бланк «Негативные родительские установки»
(вторая и третья графы заполняются родителями;
здесь представлены примерные ответы)
Негативные установки Последствия Позитивные установки
1 2 3
Горе ты мое! Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты. Радость моя!
Нытик, плакса! Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность. Поплачь, станет легче!
Ты копия своего папочки! Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями Папа у нас замечательный! Мама у нас умница!
Неумейка! Откуда у тебя только руки растут? Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности. Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.
Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику. Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна. Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно – постарайся не поступать так больше
Займись чем-нибудь, отстань. Отчуждение, озлобленность. Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.
Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами! Агрессия, капризы, истерики. Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.
7. Обыгрывание проблемных ситуаций.
Психолог : «Работа над собой и воспитание ребенка – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня на собрании предлагаю рассмотреть жизненные ситуации и найти правильное педагогическое решение.
Сейчас мы разделимся на две группы – «родители» и «дети». (Группы работают одновременно, каждая – со своим заданием.)
Задание для родителей : найти выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.
1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
(Родители высказываются, психолог подводит их к выбору наиболее оправданного варианта ответа. Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди, принеси тряпку и убери за собой».)
8. У вас важный разговор с приятелем/приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.
( Педагогически правильное решение ситуации: «Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что-нибудь для меня, я скоро освобожусь и мы поиграем».)
9. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
( Педагогически правильное решение ситуации: «Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь?»)
10. Время обеда, ваш ребенок играет на компьютере и еще не ел. Вы накрываете на стол, а ваш сын (6 лет) отказывается присоединяться ко всем: «Мам, ну я не хочу. я еще не доиграл в игру».
( Педагогически правильное решение ситуации: «Хорошо, если ты сейчас не голоден, я поставлю твою порцию в холодильник, а потом ты ее сам разогреешь и поешь. Только мне бы очень хотелось пообедать вместе с тобой».)
Задание для «детей» : сформулируйте советы (можно в виде письма) для своих родителей, используя памятки «Портрет психологически здорового ребенка» и «Принципы общения с ребенком». Работа выполняется в парах.
Пример одного из вариантов, предложенных родителями :
«Мамочка и папочка, мне бы очень хотелось, чтобы вы ласкали и обнимали меня много-много раз в день. Вечером я хочу разговаривать и играть с вами, ведь это так весело. И еще: если вы обещаете что-то, то выполняйте, а то я перестану верить вам. Если у вас неприятности и плохое настроение, скажите мне, и я поиграю один, а потом пожалею вас. Не говорите мне, что я плохой, а лучше скажите, что верите, какой я хороший. Тогда мне будет всегда спокойно, я буду любить себя тоже».
8. Заключительная часть.
Психолог : «Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Уважаемые родители, наше собрание подошло к концу. У меня в руках мягкая игрушка. Я прошу каждого из вас, передавая ее друг другу, высказаться по следующим вопросам:
- Насколько полезна и значима для вас информация, полученная на занятии?
- Что нового вы приобрели для себя на занятии?
- Понравилась ли вам такая форма работы?
Анкета для родителей
(автор Е. М. Листик)
Цель: изучение опыта эмоционального взаимодействия в семье и характеристик эмоциональной сферы матери.
Вопросы распределены по 4 шкалам:
- 1 шкала – включенность ребенка в близкие отношения с одним из родителей, с которым ребенок чаще общается, стремится общаться (вопрос ы 1,6, 11, 17);
- 2 шкала – эмоциональный фон взаимоотношений матери и ребенка, проявление определенных эмоций в семье (вопросы 3, 4, 7, 8, 9, 13, 15, 18);
- 3 шкала – выраженность эмоциональных проявлений матери (вопросы 2,12,14);
- 4 шкала – интенсивность эмоциональных проявлений матери (вопросы 5, 10, 16, 19).
Вопросы
1. Возле кого в семье ребенок чаще всего находится?___
2. Делитесь ли вы своими чувствами в семье :
А) никогда;
Б) почти никогда;
В) редко;
Г) часто;
Д) почти всегда;
Е) всегда.
3. Какие эмоции вы чаще наблюдаете в совместной с вами деятельности (выберете из предложенных вариантов либо назовите сами) :
А) радость;
Б) грусть;
В) злость;
Г) удивление;
Д) спокойствие;
Е) страх.
4. Как часто вы радуетесь в присутствии ребенка, когда у вас хорошее настроение:
А) никогда;
Б) почти никогда;
В) редко;
Г) часто;
Д) почти всегда;
Е) всегда.
5. Какие эмоции вы чаще выражаете в присутствии ребенка, когда у вас хорошее настроение (выберете из предложенных вариантов либо назовите свой) :
А) спокойствие;
Б) воодушевление;
В) радость;
Г) окрыленность;
Д) восторг;
Е) ликование.
6. С кем ребенок избегает общения в семье?___
7. Может ли ребенок догадаться, что вам плохо:
А) никогда;
Б) почти никогда;
В) редко;
Г) часто;
Д) почти всегда;
Е) всегда.
8. Какие эмоции вы чаще испытываете, находясь рядом с ребенком (выберете из предложенных вариантов либо назовите свой) :
А) радость;
Б) грусть;
В) злость;
Г) удивление;
Д) спокойствие;
Е) страх.
9. Каким вы чаще видите ребенка (какие эмоциональные состояния у него бывают чаще?___
10. Ваши жизненные проблемы чаще всего вызывают у вас:
А) спокойствие;
Б) сомнение;
В) волнение;
Г) тревогу;
Д) страх;
Е) ужас.
11. От кого в семье зависит положительное настроение ребенка?___
12. Какие эмоции вы обычно пытаетесь сдерживать в присутствии ребенка (выберете из предложенных вариантов либо назовите свой) :
А) радость;
Б) грусть;
В) злость;
Г) удивление;
Д) спокойствие;
Е) страх.
13. Какие эмоции у вас бывают чаще?___
14. Сдерживаете ли вы свои эмоции в присутствии ребенка:
А) никогда;
Б) почти никогда;
В) редко;
Г) часто;
Д) почти всегда;
Е) всегда.
15. Какой вас чаще видит ребенок?___
16. Эмоциональный ли вы человек:
А) неэмоциональный;
Б) малоэмоциональный;
В) когда как;
Г) больше эмоциональный, чем нет;
Д) эмоциональный;
Е) очень эмоциональный.
17. Кого ребенок боится в семье?___
18. Как часто вы плачете в присутствии ребенка:
А) никогда;
Б) почти никогда;
В) редко;
Г) часто;
Д) почти всегда;
Е) всегда.
19. Какие эмоции вы чаще выражаете в присутствии ребенка, когда у вас плохое настроение (выберете из предложенных вариантов либо назовите свой) :
А) огорчение;
Б) раздражение;
В) грусть;
Г) злость;
Д) подавленность;
Е) гнев.