Елена Тапехина
Родительское собрание «Роль игрушки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игрушки в жизни ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Медвежонок» г. Невинномысска». Подготовила и провела воспитатель Тапехина Е. Н.
Предварительная работа
1. Конкурс
«Игровой уголок в семье» (фото игровых уголков, рассказ об игровом уголке).
2. Анкета для родителей
Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:
Публикация «Родительское собрание „Роль игрушки в жизни ребенка“» размещена в разделах
1) Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
2) Как часто Вы покупаете игрушки?
3) В какие игры Вы играете с ребенком дома?
4) Разрешаете ли Вы друзьям ребенка приходить к нему?
5) Какие условия созданы для игр ребенка в Вашей семье?
6) Где и как хранятся игрушки?
План проведения
1. Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
2. Целесообразный подбор игрушек.
3. Ситуативная игра для родителей : «Поход в магазин игрушек».
Ход собрания
1. Изучая материалы ФГОС, мы пришли к выводу, что главная задача стандарта для дошкольного образования вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.
Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить потому, что играя, ребенок учится и познает мир.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, подлежит ребенку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.
2. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда, технические (транспортные, конструкторы и т. д., игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых, игрушки-забавы : театральные, музыкальные.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка верное средство от безделья, приводящей к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка. Выбирайте ее обдумано для своего ребенка.
Создание игровой ситуации «Поход в магазин игрушек»
Задание: родителям предлагается сходить в импровизированный магазин и выбрать игрушку для своего ребенка
Под веселую музыку, родители выбирают игрушку для своего ребенка и садятся на места.
Затем на видеоэкране родители знакомятся с необходимыми требованиями при выборе игрушек и таким образом, они определяют для себя правильность своего выбора.
- Игрушка должна быть простой и доступной.
Иногда взрослые считают, что чем больше разных свойств и качеств имеет игрушка, тем лучше, но подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша.
- Игрушка должна стимулировать активные действия ребенка.
«Полезность» — далеко не единственный критерий оценки игрового материала, в котором обычно пересекаются задачи взрослого и интересы ребенка. Но игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие.
- Соответствовать интересам самого ребенка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой.
- В игрушке должны быть заложены этика, эстетика, культура.
Ее цель — вызывать добрые, гуманные чувства, недопустимо наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия, насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение ко всему живому.
- Выбирать игрушку, обязательно учитывать возрастные особенности ребенка.
- Пяти - шестилетним детям покупать наборы образных игрушек на интересные для них темы: Зоопарк, Город, железная дорога, Космос.
- Учитывать, что старшим дошкольникам и младшим школьникам интересны настолько печатные игры на развитие памяти, счета, определение количества.
- Помнить, что важным достоинством игрушки является ее связь с народными культурными традициями.
- И, конечно же, при выборе игрушки важно оценивать ее технические качества, прежде всего прочность и безопасность.
- При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Делимся опытом
Родители рассказывают о том, как они создают у себя дома игровое пространство для ребенка, обращаясь к фотоматериалам.
Обобщение педагогом:
Выбор игрушки для ребенка — непростая задача для родителей. Вдумчиво и ответственно подходите к приобретению детских игрушек, старайтесь, чтобы они не только приносили малышу радость, но и способствовали его развитию, пробуждали интерес к познанию, раскрывали творческие способности ребенка.
Решение родительского собрания :
1) Принять к сведению информацию о выборе игрушек для ребенка.
2) Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.
3) Контролировать детей при выборе игрушек.
Список использованной литературы:
Воспитателю о работе с семьей //под ред. Н. Ф. Виноградовой, М., «Просвещение»,1989 г., стр. 107-108
Лавренова Л. Е. Детские праздники в школе и дома, СПб, «Паритет», 2001 г., стр. 123-127
Наумова Л. А. Познавательные праздники-досуги для дошкольников, М., «Мозаика-синтез», 2003 г., стр. 6-7, 9
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников, М., «Просвещение»,1990 г., стр. 14, 21, 59,70, 100, 106, 127,131
Интернет-ресурсы.