Шилова Елена
Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«значение игрушки в жизни ребенка»
Задачи родительского собрания :
• изучить влияние современных игрушек на развитие личности ребенка;
• познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку дошкольного возраста;
Публикация «Родительское собрание „Значение игрушки в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• обучить приемам эффективного воздействия с детьми в конфликтных ситуациях (например, при отказе в покупке игрушки);
• научить изготавливать игрушки своими руками в совместной деятельности с ребенком.
Количество участников: 20-25 человек.
Ведущий: педагог – психолог.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки; лоскуты белой ткани 15*15 см, нитки на каждого участника; стикеры; детские игрушки, демонстрационная доска.
Предварительная работа: анкетирование родителей; подбор демонстрационного материала.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово ведущего (тезисы)
Игрушка…Что она значит в жизни ребенка? Каково ее жизненное предназначение? Зачем нужна игрушка? (Выслушиваются ответы родителей. Ведущий делает вывод.)
Одна из отличительных черт жизни современного ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с момента появления на свет. Точнее, они не сами окружают ребенка. Это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени их влияния. В то же время многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.
Игра – это школа произвольного поведения (Д. Эльконин). Попробуйте заставить ребенка стоять смирно – он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Достаточно вспомнить игру «Море волнуется раз…». Даже самые непослушные дети замирают и стоят на месте.
Игра – школа морали в действии (А. Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игрушка всегда выполняла, кроме прочих, и психотерапевтическую функцию – помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча – орудия его преодоления. Какая – нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик – наделяются особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой «не выбрасывать». В какие же игры и игрушки играют наши дети?
2. Представление результатов предварительного анкетирования
На данном этапе педагог – психолог анализирует ответы родителей на вопросы анкеты «Игры и игрушки моего ребенка».
Материал для предварительной работы.
Анкеты для родителей «Игры и игрушки моего ребенка».
Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут работникам детского сада лучше узнать особенности и желания вашего ребенка, чтобы создать благоприятные условия для его развития.
1. Любимая (ые) игрушка (и) вашего ребенка?
2. Любимая (ые) игра (ы) вашего ребенка?
3. Нравятся ли вам игровые предпочтения вашего ребенка? Если нет, объясните почему…
4. Как часто вы покупаете новые игрушки ребенку?
5. Чем вы руководствуетесь в выборе игрушек для ребенка?
3. Дискуссия. Польза и вред традиционных и современных игрушек.
Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?.
Инструкция. Родителям предлагается проанализировать различные игрушки с точки зрения их полезности, бесполезности, вреда. Для этого лист бумаги делится пополам: в одной колонке расписываются плюсы выбранной игрушки, в другой – минусы. По завершении работы проводится общее обсуждение.
Игрушки для анализа : матрешка, кукла «Барби», набор животных, телепузик, робот – трансформер, пирамидка, конструктор, монстр и т. д.
4. Упражнение «Вспомните свою любимую игрушку».
Ведущий: У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, символ теплоты и значимости той невозвратимой поры. Закройте глаза и попытайтесь вспомнить свою любимую игрушку… Опишите свои чувства, эмоции, возникшие при воспоминании, поделитесь мыслями…
Формирование и развитие внутреннего мира ребенка не мыслимы без игрушки, поэтому ее выбор – дело серьезное и ответственное.
5. Мини – лекция «Современные игрушки» (тезисы)
Как показал анализ анкет, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу «поверхностных» обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). О развивающем потенциале игрушки, ее педагогической полезности взрослые либо не задумываются, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что угодно. Очень вредно для детской психики увлечение игрушечными монстрами, киборгами, троллями и пр. – всеми теми персонажами, которые можно по – русски обозначить словом «чудовище». Даже если они будут с виду не такими уж страшными, обольщаться не стоит.
Игрушка – не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во много зависит формирование их морально – нравственных представлений, картины мира.
Какие чувства укоренятся в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть (это неизбежно произойдет – с нелюбимыми игрушками дети не играют) – значит, он начнет видеть в безобразии что – то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием «некрасивой», добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты. Еще не успев толком оформиться. Детское сознание так устроено, что не воспринимает полутонов и нюансов. Или – или. Или добрый, или злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же самое нельзя, возникает волнение, возмущение, протест, в глубине которых таится страх. И это понятно: окружающий ребенка мир сложен, часто не постижим, ему нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в безопасности. Потом, когда человек повзрослеет, к нему придет способность различать оттенки понятий, качеств и отношений. Но сначала нужно заложить базу. На шатком фундаменте прочного здания не построишь.
Чему научит детей такая забава? (Ведущий показывает родителям игрушку в виде монстра). Какие чувства и эмоции она может вызвать у ребенка?
Конечно, не все дети придут от игрушки в восторг и, главное, поспешат претворить увиденное в жизнь. Но где гарантия, что ваш ребенок не окажется среди тех, кому это придется по вкусу? Среди дошкольников немало склонных к демонстративности, легко попадающих под дурное влияние, вспыльчивых и расторможенных. Они в данном случае особенно уязвимы.
Есть и еще одна опасность, подстерегающая детей, играющих с монструозными игрушками. У тех малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.
Поэтому, прежде чем купить игрушку. Серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Какой социальный опыт может усвоить ребенок, играя в подобные игрушки? Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество – игрушка – ребенок»?
Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.
6. Мозговой штурм «Критерии выбора игрушки».
На данном этапе родителям предлагается вместе с педагогом – психологом выработать критерии выбора игрушки. Они могут быть следующими.
Критерии выбора игрушки :
• соответствие интересам самого ребенка (интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают – взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты – похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга);
• возможность что – либо с ней делать – разбирать, передвигать, извлекать звуки;
• разнообразие форм активности ребенка – чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (максимальны для преобразования мячи, кубики, пирамидки);
• самостоятельность игровых действий (игрушки – загадки, которые сами подсказывают способ действия, матрешки, пирамидки);
• эстетический аспект – игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо наличие в ней качеств. Стимулирующих асоциальные действия и чувства (насилие, жестокость, агрессия).
Вывод ведущего: Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило, - бесполезных. Часто родители, стараясь угодить ребенку и предотвратить детские капризы, практически каждый день покупают новые игрушки, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред его умственному развитию, в частности воображению.
Изобилие игрушек и пресыщение влечет за собой скуку и апатию (вспомним свое состояние в большом супермаркете). А ведь все последующее обучение в школе будет связано, во - первых, с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Во – вторых, умение использовать предметы (знаки) вместо реальных предметов позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.
К предметам – заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты.
Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
7. Игровое упражнение «Выбери игрушки».
Инструкция. Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:
• социально – эмоциональному развитию (животные, куклы, посуда, наборы для игры в больницу, парикмахерскую и т. д.);
• интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, мозаика, лото, домино, пазлы и т. п.);
• физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).
8. Проблемная ситуация «В магазине».
Ведущий: Часто, придя с ребенком в магазин, мы попадаем в нелепую ситуацию – он просит очередную игрушку, а мы не всегда можем отказать или предупредить конфликт…
Инструкция. Один из родителей выступает в роли капризного ребенка, требующего купить очередную игрушку. Задача другого – найти конструктивный выход из ситуации. По завершении проводится обсуждение с анализом плюсов и минусов в действиях второго участника.
9. Изготовление Рождественского ангела.
Ведущий: Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид. Однако время не влияет на нее, кукла по – прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. У нее есть еще одно качество: посредством игры с нею мы получаем прекрасную возможность общения с ребенком, что, несомненно, сближает и объединяет нас с ними.
Полки современных магазинов изобилуют разнообразным ассортиментом кукольной продукции. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой. И сегодня я хочу научить вас приемам изготовления кукол, которых вы можете сделать вместе со своим ребенком. В культурном наследии русского народа существует великое множество различных кукол, которые сохранили в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В русской кукле угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Многие народные праздники сопровождались изготовлением кукол. Их делали большими и маленькими, из различного материала. Куклы изображали людей и животных.
Вот одна из таких кукол, найденная на дне бабушкиного сундука, - Рождественский ангел, которого можно сделать из простого лоскута белой ткани, без использования иглы.
Только добрых кукол на Руси изготавливали без ножниц и иглы. Вы сейчас сами убедитесь, что он прост в изготовлении, но вместе с тем оригинален.
Ход работы.
1) Лоскут ткани перегибается по диагонали пополам.
2) В центр закладывается комок пакли или спутанных ниток. Комок обтягивается в центре лоскута и закрепляется нитью (рис. а).
3) Два противоположных края лоскута, сложенные по диагонали, расправляются в стороны. Другие два противоположных края расправляются вниз.
4) Белой нитью или узкой светлой тесьмой сложенный лоскут перетягивается посередине (это пояс, а затем от пояса через грудь куклы – крест – накрест (рис. б).
5) Боковые края лоскута расправляются крыльями. На голову куклы повязывается лента или тесьма (рис. в).
10. Рефлексия.
Родителям предлагается ответить на вопрос: «Что интересного и полезного я унесу с собой после занятия?» Ответы записываются на стикерах и прикрепляются на общий лист.