Эльвина
Родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Красногорский детский сад
«Путешествие в страну Сенсорику»
младшая группа
Воспитатель: Иматова Эльвина Тахировна
2021 год
«Путешествие в страну Сенсорику».
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Родительское собрание „Путешествие в страну сенсорику“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др. ; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения:
1. Вступительный этап:
· введение в проблему;
· создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
· игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
3. Подведение итогов собрания :
· обратная связь;
· решение родительского собрания;
· рефлексия.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
1. Подготовительный этап
· Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
· Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
· Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие младших дошкольников».
· Оформление наглядной информации: слайды с играми по сенсорному развитию детей.
2. Организационный этап
· Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).
· Покупка необходимого оборудования и материала к собранию.
3. Вступительный этап
Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть Вас на нашем родительском собрание, который в связи с карантином проходит на платформе ZOOM, спасибо, что вы нашли время и присоединились на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику.
Младший возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно младший возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.
Работа по осуществлению задач сенсорного воспитания ведется в нашем дошкольном учреждении по «Программе воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, реализуется в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в труде.
Мы стараемся создавать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Здесь особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. д.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу (девочка плачет).
Дидактическая игра – сложное явление, это и игровой метод обучения и форма развития, и самостоятельная деятельность и средство всестороннего развития личности. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности.
Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают и обогащают представления о мире.
Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получает благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но то, что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться совами.
Мы стараемся использовать в своей работе все виды сенсорного воздействия, чтобы ребенок получил полную информацию о предмете.
Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию ставили и решали такие задачи:
• формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый, величине (круг, треугольник, квадрат) форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик, количестве (много, один, различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
• развивать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения.
В играх с детьми используем выразительные жесты и предметы-заместители («мыло»-кубик; «градусник»-фломастер; и т. д., картинки, замещающие реальный предмет и языковых знаков в игре и общении.
В практической деятельности и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение и его части).
Дети активно интересуются окружающим их миром, задают вопросы, из рассказов взрослых узнают новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимается.
Например, если ребенок подбирает предметы, или группирует флажки, или сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет».
Мы объясняем ребенку что словом «дом» можно обозначить и дом для человека, и дупло для белки, и аквариум для рыбки и т. д., но главное дом – это «крыша над головой», где кто-то живет. Или стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное – это предмет, на котором сидят.
Далее мы подводим детей к понятию обобщения – мыслительному объединению предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства.
Например, от одиночного понятия «огурец» или «помидор» к понятию «овощ».
Причем дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем их мире, задают множество вопросов («Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят из сказки?», «Где живет лиса?» и т. д.).
Опрос:
1. Есть ли дома игры по сенсорике?.
2. Кто играет с ребенком в игры?
4. Обращаете ли вы внимание на цвет, форму величину предметов в окружающей обстановке?
Создание проблемной ситуации
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну «Сенсорику»!
Вот я палочкой взмаху (действия выполняется по содержанию текста)
Загадаю чудо! Всем родителям помогу Доброй феей буду! Палочка-чудесница, Волшебная кудесница!
Будем глазки закрывать!
А теперь начнем вращаться,
В ребятишек превращаться!
Паровоз давно вас ждет, В страну Сенсорику повезет!
Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»
Воспитатель:
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук-тук-тук.
Тук-тук колеса
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику, всех детей привез!.
Внимание наш поезд прибывает на станцию. Какую? Отгадайте!
Загадки:
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, сыре и в песке. (желтый)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зеленый)
Всех быков он возмущает
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (красный)
Им треть флага занято
Он в названии кита,
Он в букете васильковом
И на ящике почтовом. (синий)
Догадались, как называется станция?- «Цветная!»
Воспитатель:
Отправляемся дальше
Солнышко светит,
облака плывут,
паровозик едет
тук-тук-тук.
Тук-тук-тук стучат колеса,
мчится паровоз,
на следующую станцию
детей повез.
А ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(круг)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
(прямоугольник)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
(треугольник)
Треугольник с полукругом
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
(овал)
Он давно знакомый мой,
каждый угол в нем прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины,
Вам его представить рад,
Как зовут его?
(квадрат)
Он и мячик, и клубок,
и луна, и колобок.
(шар)
Как называется эта станция?
Правильно! Эта станция геометрических фигур!
Игра 1. «Волшебный мешочек».
Воспитатель достает из мешочка деревянные геометрические фигуры и показывает детям (родителям)и просит назвать название фигур и цвет, затем, дети называют ее цвет и (например, «треугольник, красный»).
Воспитатель:
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук-тук-тук.
Тук-тук колеса
Мчится паровоз,
Он в страну сенсорику детей повез.
Воспитатель:
А сейчас мы прибыли еще на одну станцию
Ростом разные подружки,
а похожи друг на дружку,
Все они сидят в друг дружке,
а всего одна игрушка.
Мы на станции Величинная!
Воспитатель:
Продолжаем путешествие по стране «Сенсорика»
Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью, можно вытворять.
Пальцем ткнуть, и носом,
А печатать - ладошкой, а ещё в придачу -
Маленькою ножкой.
Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,
Удивительный и радостный, этот свет.
Станция «Рисовальная»
А еще есть станция «Угадайка» (развитие обоняния, слуха, вкуса, тактильных ощущений).
Все наши «станции» мы можем объединить в одну, и получим игры:
«на развитие зрительного восприятия»
«для развития слухового восприятия»
«для развития вкуса и обоняния»
для развития осязательного восприятия
для развития мелкой моторики и орудийных действий
нетрадиционная техника рисования
Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.
С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.
Вот я палочкой взмахну
Загадаю чудо! Всем ребятам помогу Доброй феей буду! Палочка-чудесница, Волшебная кудесница!
Будем глазки закрывать!
А теперь начнем вращаться, И во взрослых превращаться.
Уважаемые родители, в заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Подведение итогов собрания.
Также, хотелось бы поблагодарить вас за активное участие в нашей сегодняшней конференции в ZOOM и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество. А еще хочется предложить вам дома со своими детьми активнее заниматься развитием сенсорного восприятия с использованием дидактических игр, которое не совсем сложно и не дорого изготовить в домашних условиях. В этом вам поможет памятка, которую сейчас отправлю каждому.
Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
-Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
- Ваши пожелания на следующее родительское собрание.
Рефлексия
А чтобы узнать, понравилась ли вам наша встреча, я предлагаю вам отправить в ответ смайлик в виде красного сердца, если вас что-то не устроило, то – коричневого.
Спасибо, что нашли время присоединиться к нам.
Будем очень рады вас видеть снова!
Памятка для родителей.
В дошкольном возрасте ребё нок должен выделять и знать: круг, квадрат, треугольник. В начале необходимо познакомить ребёнка с геометрическими фигурами их названиями и особенностями. Образцами объёмных фигур могут стать кубик и мяч. Не торопите ребёнка, переходите к другой форме только после полного усвоения предыдущей.
Способы определения формы:
1. Наложение фигур
2. Прикладывание к эталону (образцу)
3. Обведём контура пальцем
4. Ощупывание
5. Сопоставление элементов фигур
После усвоения практических действий ребёнок может узнавать любую фигуру.
Упражняйте узнавание, угадывание формы в различных играх.
1. Найди фигуру
2. Найди такую же фигуру как эта
3. Приложи к рисунку фигуру похожую на рисунок
4. Что бывает (круглым, квадратным?
Изучаем цвета.
В дошкольном возрасте ребёнок должен узнавать, отличать, узнавать, называть и соотносить такие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный.
Не добивайтесь сразу запоминания цветов: главное – их различение и узнавание.
Игры:
1. Найди предмет такого же цвета
2. Разложи по цветам
3. Назови цвет