Зуева Лариса
Родительское собрание «Развитие звуковой культуры речи у детей младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в младшей группе
Тема: "Развитие звуковой культуры речи у детей младшей группы"
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады встрече с вами.
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Тема нашего собрания "Развитие ЗКР у детей младшей группы"
Предлагаю следующую повестку собрания :
1. "Развитие ЗКР у детей младшей группы". Выступление воспитателя.
2. "Особенности развития ЗКР у детей 4х лет". Выступление логопеда.
3. Разное
Прошу проголосовать.
Предлагаю избрать председателем собрания ___,воспитателя группы; секретарем ___ ,родителя.
Прошу проголосовать
Слайд 1
Слайд 2
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает как воспитатель так и родители.
Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков.
Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
В детском саду мы уделяем большое внимание работе по воспитанию звуковой культуры речи, помогаем детям развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук, формируем правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, совершенствуем умение детей воспроизводить ритм стихотворения.
Сегодня мы попробуем встать на место ребенка и позанимаемся, проведём нашу встречу не совсем обычно, а в форме игры-путешествия.
Но вначале немного науки.
Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
Слайд 3
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Как вы думаете, какие могут быть причины речевых нарушений? (ответы родителей) Слайд 4 • ухудшение экологической обстановки;
• дефицит йода и фтора;
• патологии беременности;
• родовые травмы;
• ослабленное здоровье детей;
•недостаточное внимание со стороны родителей и воспитателей;
•наследственность;
•некоторые болезни;
•перенесенные инфекции и травмы;
•анатомические особенности строения челюсти.
• различные социальные причины (снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения).
•Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения).
Слайд 5
А теперь назовите, пожалуйста, от каких факторов зависит успешное развитие речи. (ответы родителей)
-от эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста.
-от общения ребёнка со сверстниками.
-от строения артикуляционного аппарата.
-от речи взрослых (как образец для детей)
-от развития мелкой моторики.
-от регулярного чтения детям художественной литературы.
-от игр ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка
А сейчас предоставляю слово нашему логопеду___
Речь ребенка 4го года жизни
Слайд 6
Памятка для родителей
Речь ребёнка 3-4х лет
В звуковом отношении :
- неправильно произносит шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч);
- сонорные звуки (Р,РЬ,Л,ЛЬ);
- смягчает («зюби» - «зубы», «толь» - «стол»);
- трудно даётся произношение двух-трёх рядом стоящих согласных звуков (Так называемое стечение согласных «туй» - «стул»).
Слоговой состав слова в этом возрасте тоже нарушен :
– часто из слова выпадают неударные слоги;
- слоги пропускаются;
- переставляются, особенно в длинных словах («поподой» - «помидор», «мицинел» - «милиционер»). Но в целом речь ребёнка понятна окружающим.
Грамматические формы:
- единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи);
- согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко);
- согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла);
- склонение существительных (игрушке, игрушкой);
Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) 3-4 летнего ребёнка достигает 1000 и более слов.
Связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простыми распространёнными предложениями, может описать предмет 2-3 предложениями.
Ну а сейчас я предлагаю вам познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию ЗК речи детей дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Отправляемся в путешествие (Музыка «паровозик»)
Первая станция – это артикуляционная гимнастика. Слайд 7
Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений. (Сказка о веселом язычке)
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Заборчик
Удерживание губ в улыбке. Зубы видны.
Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Сытый хомячок. (Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно).
Голодный хомячок. (Втянуть щеки.).
Часики. (Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
Футбол. (Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку).
Маляр. (Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба).
Вкусное варенье. (Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта).
Все эти упражнения мы с детьми выполняем в игровой форме.
Слайд 8
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому формирование правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка.
Слайд 9
Следующая станция «Пальчиковая гимнастика».
Слайд 10, 11
1. Самомассаж.
Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей.
Для самомассажа можно использовать массажные шарики, карандаши, орехи, крупные бусы – прокатывание их между ладонями рук.
Также можно использовать для самомассажа - сжимание и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.
Слайд 12 Следующая станция "Речевое дыхание"
Слайд 13-16
Станция «Конечная»
-Наш поезд прибыл на конечную станцию. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей. В группе дети в них с большим удовольствием играют, у нас много игр для развития речевого дыхания (показ).
Игры на развитие слухового внимания ("Где позвонили?", "Угадай, на чем играю?", "Кто сказал мяу?", "Хлопки"повтори (ритмический рисунок)
Игры, направленные на развитие силы голоса. "Тихо-громко", "Мама и малыш"
Слайд 17
Сегодня я постаралась обратить ваше внимание на то, что необходимо не только в детском саду но и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество.
Рекомендации родителям :
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой и рисованием.
Слайд 18
Спасибо за внимание!