Екатерина Ремнева
Родительское собрание «Организация подготовки детей к школе в семейных условиях. Связь семьи и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше собрание посвящено теме «Организация подготовки детей к школе в семейных условиях. Связь семьи и ДОУ».
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей.
Публикация «Родительское собрание „Организация подготовки детей к школе в семейных условиях, Связь семьи и ДОУ“» размещена в разделах
Будущие первоклассники и их родители как праздника ждут первого дня занятий в школе. Но проходит некоторое время, и начинаются огорчения: ребенок неусидчив, плохо пишет, не умеет толково ответить на вопросы учителя. А причина чаще всего заключается в том, что ребенок не был своевременно подготовлен к школе.
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – «…значит быть готовым всему этому научиться…»- считал детский психолог Л. А. Венгер.
Что же включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.
Под такой готовностью нельзя понимать только умение ребенка читать, считать и писать. Подготовка к школе – это физическая, психологическая, нравственная, мыслительная готовность ребенка к обучению.
Прежде всего, следует поговорить о воспитании эмоционально-волевой готовности ребенка к учению. Под эмоционально-волевой готовностью понимается желание ребенка учиться в школе, узнавать новое, правильное отношение к товарищам и взрослым; умение управлять своими поступками, преодолевать посильные трудности.
Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают детям о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят и, самое главное, о знаниях, которыми они овладевают в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
И наоборот заявления типа «Вот пойдешь в школу, будешь получать одни двойки» отбивает у ребенка всякую охоту учиться, вызывает страх перед школой.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.
Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры.
Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста : их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.
Родителям необходимо научить настойчивости в достижении цели. Для этого давайте детям какие-то обязанности и следите за их выполнением, подбадривайте детей, если они взялись за какое-нибудь сложное для них дело. Неправильно поступают те родители, которые при всякой неудаче ребенка говорят ему: «Вечно у тебя ничего не получается! Давай я сама сделаю». Ребенок начинает верить в то, что он сам ничего не может сделать, а поэтому незачем и стараться. Ваша задача – укрепить уверенность ребенка, что все трудные дела выполнимы, надо только приложить усилия. Говорите ребенку: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем».
Еще одно важное качество – самостоятельность. Ребенок должен уметь убирать за собой, содержать вещи в порядке. Делать это сам, не ждать помощи со стороны.
Не менее важное условие подготовленности к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссориться по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе. Родители должны интересоваться, как ведет себя ребенок в коллективе.
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.
1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре.
9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.
12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение.
15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.
Таким образом, живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни – только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучении. Желаем вам успехов!