МААМ-картинки

Родительское собрание «О слове, о языке, о культуре общения»

Светлана Клокова
Родительское собрание «О слове, о языке, о культуре общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание «О слове, о языке, о культуре общения».

(слайд 1,2)

Цель: обратить внимание взрослых и детей на их речь, развивать стремление к её совершенствованию, к овладению правильной, образной, логически последовательной речью.

Ход собрания.

1. Вступительное слово.

2. Сообщение «О слове, о языке, о культуре общения» с показом слайдов

3. Упражнение «Да».

4. Игра «Испорченный телефон».

5. Упражнение «Стаканы».

Публикация «Родительское собрание „О слове, о языке, о культуре общения“» размещена в разделах

6. Итог собрания.

7. Игра «Хлопок»

8. Раздача памяток.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас. Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения. Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы.

(слайд 3)

Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией.

Речь – средство передачи мыслей и чувств.

Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

Общение – это способ жизни человека.

Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газеты, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это происходит благодаря языку.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется, и, конечно, же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми.

А какие пословицы и поговорки о слове, речи знаете вы?

(слайд 4)

При разговоре важны не только слова, но интонация, с которой они произносятся. Порой обижают и даже оскорбляют не столько слова, сколько тон человека. Одно и тоже слово – в зависимости от того, с какой интонацией оно было произнесено, - может выражать самые разнообразные чувства.

Вот давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “ да” произнести по-разному. (Предлагается родителям сказать «да» с разной интонацией).

-Громко

-Тихо

-Неуверенно

-Решительно

-Восторженно

-Задумчиво

-Нежно

-Иронично

-Торжествующе

-Разочарованно

-С энтузиазмом

-Скучающе

Обычно к речи предъявляются следующие требования: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

(слайд 6)

Точность речи - это, главным образом, соответствие слов обозначаемым предметам действительности. Неточность выражений часто приводит к непониманию, неверным действиям и даже к смешным ситуациям. Сейчас я предлагаю вам поиграть в «Испорченный телефон»

Игра «Испорченный телефон».Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры два предложения, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

1. Осень наступила.

2. Птицы начали улетать на юг, начали опадать листья, на улице стало прохладно, идут дожди -это означает, что наступила осень.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

ВЫВОД: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Следующее требование к речи – логичность.

(слайд 7)

Логичность – это последовательность изложения мыслей.

Ясность и простота речи

(слайд 8)

Ясность речи достигается использованием таких языковых средств, которые помогают понять смысл речи при наименьшей затрате сил слушателя или читателя.

Ясность, понятность речи зависят во многом от правильного использования различных терминов, иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Употребляя новые слова, говорящий сам должен хорошо знать значение используемых слов, уметь разъяснить их смысл. Это позволит сделать речь доступной для понимания.

Простота речи - это отсутствие в речи вычурных, напыщенных слов, это естественность, а не искусственность речи.

("Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания" Л. Н. Толстой"

Что же означает чистота речи? Это прежде всего отсутствие в ней лишних слов, “слов-сорняков”, “слов-паразитов”.

(слайд9)

Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь “любимые словечки”: (“так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “видите ли”, “понимаете”, “как бы”, “типа того”, “в смысле”, “ну-у”, “э-э”).

Почему все-таки слова-паразиты появляются в нашей речи? Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, и, наконец, от бедности индивидуального словаря говорящего. К словам-паразитам относится и нецензурная брань. Предлагаю вашему вниманию упражнение «Стаканы».

Упражнение «Стаканы»

Инструкция: перед Вами два стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это речь ребенка. Итак, возьмем первый стакан и добавим в него вежливость, честность. Что происходит в этом стакане? Вода осталась чистой. Во второй стакан бросим крики, нецензурную речь и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной. Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы добавляем только правильную речь-ребёнок говорит чисто и красиво. Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь», то ребенок начинает так же отвечать и нам.

Немаловажное значение имеет уместность речи.

(слайд10)

Уместная речь соответствует теме разговора, её логическому содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

О чем люди говорят? Обо всем на свете. Всем нам нравится общаться с приятным собеседником. Какие культурные нормы мы должны соблюдать во время беседы?

(слайд11)

Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

Всем ясно, что культуру общения одними словами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители грубо разговаривают друг с другом, видят, как кинули котенка или щенка, накричали на бабушку, то и он позже будет грубить, срывать зло на слабых.

(слайд12)

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший:

К. И. Чуковский:
“Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз”.
Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз”.

(слайд 13)

Итог собрания:

Дорогие родители! В завершении нашей встречи хочу предложить вам игру «Хлопок».

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней. Взаимодействие воспитателя и родителя, родителя и ребенка.

Раздача памяток «10 правил общения с людьми».

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по культуре речевого общения в подготовительной группе Программное содержание: показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается оно в словах, тоне, жестах, мимике,.

Конспект открытого занятия по развитию речи и культуре речевого общения «Дикие животные» во второй младшей группе Программное содержание: формировать представления детей о диких животных; выделять их характерные признаки; развивать умение слушать и понимать.

Консультация для родителей «О слове, о речи, о культуре общения» Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном.

Родительское собрание «Давайте познакомимся» «Давайте познакомимся». Цель: Создание условий для установления партнерских отношений педагогов и родителей, приобщение родителей к жизни.

Родительское собрание в средней группе «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» Ход собрания. «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их.

Родительское собрание по ПДД План проведения собрания: 1. Вступительное слово. 2. Сообщение воспитателя группы. 3. Выступление детей подготовительной группы. Инсценировка.

Родительское собрание: «Родительский дом» Родительское собрание. «Родительский дом» Воспитатель мини-центра разновозрастной группы 3-5 лет. Морозова Ольга. «Самыми главными «мастерами»,.

Родительское собрание «Семья» Цель: привлечь внимание родителей к ребенку, его занятиям, мыслям, поведению и интересам. Вызвать положительные эмоции, нацелить на положительный.

Родительское собрание «Я и мой ребёнок» 1. Психологическая игра с родителями «Кто я, какой я» - надо представиться и назвать свои сильные и слабые стороны; 2. Сообщение воспитателя.

Родительское собрание «Развитие навыков общения дошкольников посредством игровой деятельности» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «О слове, о языке, о культуре общения»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 11:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «О слове, о языке, о культуре общения»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Клокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД