Елена Самойлова
Родительское собрание «Роль сюжетно — отобразительной игры детей от 1,6 до 3 лет»
«РОЛЬ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ
ДЕТЕЙ ОТ 1, 6 ДО 3 ЛЕТ»
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Какие бывают игры?
Публикация «Родительское собрание „Роль сюжетно — отобразительной игры детей от 1,6 до 3 лет“» размещена в разделах
-творческие (придуманные самими детьми);
-игры с правилами (придуманные взрослыми);
-народные.
-творческие игры : cюжетно-ролевые, театрализованные, конструкторские (строительные).
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Игра развивается постепенно, поэтапно. Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить.
Основные показатели развития игры.
1. В игре есть содержание, это те события, которые дети передают.
2. Любое содержание в игре отображается разными способами. Сначала дети осваивают предметные способы.
3. Отличительной чертой игр является самостоятельность и творчество детей.
4. В игре дети вступают во взаимодействие друг с другом.
Игровые ориентиры образования в младенческом
и раннем возрасте:
В раннем возрасте у детей появляется отобразительная игра. Это такая игра, в которой малыши отображают хорошо знакомые события окружающего, роль на себя не принимают, играют индивидуально. В отобразительной игре малыши осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т. п.)
В раннем возрасте малыши не должны быть пассивными наблюдателями, им предлагается выполнять посильные действия.
Итак, сначала малыши осваивают игровые действия с игрушками. Они приучаются использовать игрушки по назначению, например, машиной не стучат по столу, а катают ее по полу. В этот период они с удовольствием длительно повторяют одни и те же игровые действия: долго кормят куклу, тщательно "моют" посуду, подражая в игре действиям взрослых.
В отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, игра носит индивидуальный характер. Каждый ребенок ставит игровую задачу для себя и сам же ее решает. Но у детей постепенно появляется интерес к играм сверстников, его нужно поддерживать
Игра детей раннего возраста- начинается со знакомства с предметом на уровне манипулирования. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
При правильной поддержки взрослых дети уже в первой половине второго года жизни начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических. Таким образом, формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях).
Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу игрушек.
В играх малыши отображают только хорошо знакомые им события, они с удовольствием кормят кукол, укладывают спать, купают и т. п.
Как можно распределить роли?
- по интересам.
- считалке.
На третьем году жизни ребёнка развивается игровое моделирование. В этот период дети с помощью игрушки играют в “больницу”, читают куклам книжки, проводят утреннюю гимнастику. Для развития игры важно помочь детям освоить разные источники моделирования сюжета : проигрывать не только то, что случилось, но и то, что они раньше видели, о чем читали, что они видели в мультфильмах.
На третьем году жизни ребенок уже берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие действий.
Вторая половина третьего года интересна тем, что многие дети в ходе игры уже применяют диалог: что-то от игрушки просят, поучают. Вслед за диалогом и на его основе появляется характеристика игрушки, обобщение её особенностей. Это уже показатель интеллектуального развития, развития восприятия, мышления (обобщения).
Вывод: Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно быть разным. В -отобразительной игре малыши осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т. п. Доказано, что в отобразительной игре у детей формируется предметные способы решения игровых задач. Таким образом, на этапе отобразительной игры ведущим направление работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.
Литература:
1. О. В. Солнцева
Дошкольник в мире игры изд. «Речь» Санкт-Петербург 2010г.
2. Е. В. Зворыгина
Первые сюжетные игры малышей изд. «М. Просвещение» 1988г.
3. Г. Н. Година, Э. Г. Пилюгина
Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста
изд.» Просвещение» 1987 г.