Алина Менжулова
Родительское собрание «Причины детской агрессивности и способы ее коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка дня:
1. Вступительная часть. «Что такое детская агрессия?».
2. Причины детской агрессии.
3. Проявление агрессивности у детей. «Как и почему?».
4. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей.
5. Выступление педагога – психолога.
6. Решение организационных вопросов.
1. Вступительная часть.
Публикация «Родительское собрание „Причины детской агрессивности и способы ее коррекции“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Воспитатель: здравствуйте, Уважаемые родители, сегодня тема нашего родительского собрания «Причины детской агрессии и способы ее коррекции».
Что же такое детская агрессия? Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов.
Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости.
Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность.
Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих.
Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию.
У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер.
У девочек проявляется косвенно.
2. Причины детской агрессии.
Воспитатель: Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам.
Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы.
Выделяют следующие группы причин агрессивности :
1. Семейные отношения.
Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей.
Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
2. Личностные особенности.
Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением.
3. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
4. Особенности нервной системы.
К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС.
Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
5. Социально-биологические факторы.
Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением.
Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
6. Ситуационные факторы.
Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.
3. Проявление агрессивности у детей. «Как и почему?».
Воспитатель: как проявляется агрессивность у ребенка :
• Ребенок часто сердится или раздражается
• Принуждает других детей поступать так, как ему
удобно
• При общении с детьми часто повышает голос
• Может ударить другого ребенка
• Часто противоречит и грубит взрослым
• Обзывается и обижает младших
• Часто обвиняет окружающих в своих ошибках
• Может затаить обиду, бывает мстительным
• Ломает игрушки, рвет книжки, бросает предметы
• Умышленно провоцирует конфликтные ситуации.
Воспитатель: почему проявляется агрессивность у ребенка :
• Ребенка бьют
• Над ребенком издеваются
• Над ребенком зло шутят
• Ребенка заставляют испытывать чувство
незаслуженного стыда
• Родители заведомо лгут
• Родители ребенку не доверяют
• Родители настраивают ребенка друг против
друга
• Родители не общаются со своим ребенком
• Вход в дом закрыт для друзей ребенка.
4. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей.
Воспитатель: чтобы предотвратить возникновение у ребенка устойчивой агрессии по отношению к себе или окружающим, специалисты рекомендуют родителям придерживаться следующих принципов:
1. Родители являются для ребенка дошкольного возраста безусловными авторитетами, поэтому самый лучший способ профилактики агрессии – подавать крохе положительный пример и тщательно следить за собственным поведением.
2. Малыш должен чувствовать безусловное принятие и поддержку со стороны близких людей.
Нельзя навешивать на ребенка ярлыки («Хулиган!», «Какой же ты задира!» и так далее).
Таким образом мы даем оценку его личности в целом, а не конкретному поступку, что заставляет малыша сомневаться в том, что он хороший и добрый.
3. Испытывать гнев – это нормально, ведь в жизни бывают абсолютные разные ситуации.
Но чтобы ребенок, не полез на обидчика с кулаками или не начал рвать на себе волосы, если у него что-то не получилось, нужно учить малыша, какими еще способами можно выразить свои чувства.
Например, объяснить все словами, уйти, бить подушку или рвать бумагу.
4. Если агрессия не имеет под собой реальной причины или применяется малышом в качестве развлечения, такое поведение нужно строго пресекать.
5. Ребенок дошкольного возраста только начинает изучать себя и еще плохо разбирается в своих чувствах.
Поэтому нужно называть крохе эмоции, которые он испытывает, чтобы малыш научился их принимать и со временем – контролировать («Ты злишься», «Мне кажется, сейчас ты очень рассержена», «Ты расстроен» и так далее).
6. Не стоит вмешиваться в конфликт крохи, если в данный момент никто не подвергается реальной опасности.
Малышу необходимо приобрести собственный жизненный опыт, чтобы понять, какие могут быть последствия агрессии, и научиться с ней справляться.
7. Необходимо учить ребенка состраданию, на примерах рассказывать о чувствах других людей в конкретных ситуациях.
8. Дошкольник должен иметь возможность выплеснуть свои эмоции и энергию.
Для этого хорошо подойдут активные виды спорта, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.
В отличие от подростков, дети дошкольного возраста склонны обращаться к взрослым за помощью в решении конфликта.
Это является хорошей возможностью помочь ребенку найти конструктивное решение проблемы.
Агрессивное поведение у детей, безусловно, нуждается в коррекции.
В дошкольном возрасте справиться с агрессий гораздо легче, чем в подростковом и, тем более взрослом, так как психические процессы ребенка пластичны и изменчивы.
Справиться с агрессией поможет чтение тематических сказок и их обсуждение.
С агрессивностью ребенка дошкольного возраста не всегда легко справиться собственными силами.
Разобраться в причинах агрессии и найти пути решения проблемы поможет педагог-психолог нашего детского сада.
Мы всегда открыты для Вас!
5. Выступление педагога – психолога.
Педагог – психолог: здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы разобрали тему «Причины детской агрессивности и способы её коррекции», для закрепления и разгрузки я, предлагаю вам немного поиграть, игра называется: «Музыкальная пауза», цель данной игры: это создание непринуждённой рабочей атмосферы, знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.
Родители делятся на две команды садятся в круг, по сигналу педагога – психолога одна команда должна согласовать и пропеть песню на их выбор, а вторая команда должна продолжить данную песню. После вторая команда придумывает и поёт песню, и игра проводится аналогично.
Педагог – психолог: спасибо родители за выполнение данного вокального конкурса, мы немного разгрузились, эмоционально расслабились, и я предлагаю вам сыграть еще в одну игру «Что такое хорошо, что такое плохо», цель данной игры: это укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого; развитие сплочённости внутри семейной диады.
Родители сидят в кругу. Педагог-психолог предлагает родителям продолжить фразу : «В детстве можно…» Если кто-то из игроков не согласен, подает звуковой сигнал (хлопает в ладоши). Предлагается другой вариант. После того, как все родители высказались, педагог - психолог предлагает продолжить предложение: «В детстве нельзя…». Игра проводится аналогично.
Педагог – психолог: молодцы родители вы справились отлично и с этой игрой, а теперь я выслушаю и отвечу на ваши вопросы.
6. Решение организационных вопросов.
Воспитатель: Уважаемые родители на этом наше родительское собрание на тему : «Причины детской агрессивности и способы ее коррекции» окончено. И теперь мы предлагаем решить организационные вопросы нашей группы.