Эльмира Дельмамбетова
Родительское собрание «Право на любовь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; воспитывать чувство любви, уважения, доброты и внимания к людям и к своим родным.
План собрания :
1. Выступление детей «Мы имеем права»
2. Выступление Дельмамбетовой Э. И., воспитателя группы №7 «Рыбка» по теме «Право на любовь»
3. Решение проблемных ситуаций
Публикация «Родительское собрание „Право на любовь“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительская любовь
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
4. Игра с родителями «Закончи пословицу»
5. Итог
Ход собрания:
1. Выход детей «Мы имеем права»
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шёл малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорожку умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
- Сегодня мы наш разговор поведём о том, что является важным для всех людей: о наших правах. Повторим все наши права и обязанности, но сначала сделаем небольшую разминку.
Игра «Всё будет хорошо».
Дети встают, берутся за руки, делают три глубоких вдоха и говорят, показывая движения
Дети: В небе солнышко взошло
(поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось,
(опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо
(поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось.
(опускают руки – выдох)
- Конечно, всё будет хорошо, ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Давайте ещё раз повторим наши права, но уже прогуляемся по страницам своих любимых книжек и посмотрим: где наших героев обижают – значит, там нарушаются их права, а где они веселы, счастливы, смеются – там соблюдаются.
1. Вспомните сказку, в которой злая мачеха и сёстры не пускали на бал добрую падчерицу? (Золушка). Какое право при этом нарушалось? (Право на отдых).
2. В какой сказке говорится о добром человеке, который помогал больным? (Айболит). О каком праве идёт речь? (Право на лечение) .
3. В какой сказке говорится о мальчике, которому купили азбуку? (Золотой ключик) Что здесь за право? (Право на образование) .
4. Из какой сказки эти строчки? «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, за глубокие реки…» (Кот, лиса и петух). Что здесь за право? (Право на личную неприкосновенность)
5. Что это за сказка, где старик и старуха приобрели себе дочку? (Снегурочка). Что за право? (Право на семью)
6. Герои какого произведения, живя в деревне, завели себе животное и для чего? (Трое из Простоквашино). Про какое право здесь говорится? (Право на здоровую и качественную пищу)
7. В какой сказке девочка требовала это право при помощи волшебного цветка? (Цветик-семицветик, право на игру)
8. В каком произведении герои ради своих детей освободили солнце от похитителя? (Краденое солнце). Что за право там ярко выражено? (Право на любовь и заботу)
2. Воспитатель: Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребёнка. Сегодня мы попробуем встать на место наших ребятишек, обсудим некоторые проблемные ситуации, поговорим об основных методах воспитательного воздействия. Вашему вниманию предлагаются выставка детских рисунков и информационная выставка. А сейчас мы совершим краткий экскурс в историю возникновения проблемы защиты прав и достоинств ребёнка.
Историческая справка
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
С наступлением ХХI века во всё м мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.
По необходимости разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребёнка.
В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство.
Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:
• Декларация прав ребёнка (1959).
• Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
• Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
• Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».
• Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.
• Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.
• Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Барто:
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше
И домой не хочется.
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Пруд заброшенный найду,
В чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске.
Только я же – футболист,
А играть-то не с кем!
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе!
Родителям задаются следующие вопросы:
1. Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
2. Что могло случиться, почему он решил жить в лесу один?
3. Бывает ли у вас такое желание и настроение?
4. Почему оно у вас появляется? Какая тому причина?
Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.
Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то почти каждый ребёнок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.
Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребёнка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребёнка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребёнка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д.
Нелюбовь, неприязнь родителей к ребёнку вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.
Интересно отметить расхождения в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчёт, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.
Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребёнок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребёнка.
Наказания и поощрения – основные методы воспитания в семье
Чтобы подкрепить желательное поведение ребёнка, родители используют поощрения. И наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение, используют наказания.
Воспитатель предлагает родителям подумать и составить список используемых ими поощрений и наказаний. Можно ранжировать предложенные родителями варианты ответов по частоте использования того или иного поощрения или наказания, по эффективности.
После озвучивания и обсуждения списков, составленных родителями, воспитатель предлагает просмотреть видеофильм с участием детей «самое страшное наказание и самое желанное поощрение». Можно сравнить ответы взрослых и ответы детей на один и тот же вопрос.
«Каждый ребёнок обладает правами»,– сказано в Конвенции ООН. Одно из них – это право на любовь и заботу.
Предлагаю родителям посмотреть выставку детских рисунков на тему «Право на любовь».
3. Решение проблемных ситуаций
Предлагаю родителям отметить те вопросы, на которые предстоит им ответить в ходе обсуждения:
- нарушает ли эта ситуация права вашего ребёнка прямо или косвенно;
- кто виноват в нарушении прав вашего ребёнка : заведующий, методист, воспитатели группы, родители вашей группы;
- каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребёнка.
1. В группу пришёл новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.
2. Ребёнка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры.
3. Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребёнка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал вашу просьбу.
4. В детском саду вашего ребёнка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни.
5. Родитель, забирая вечером ребёнка из детского сада, не заходит на территорию и не разговаривает с воспитателем. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.
4. Игра «Закончи пословицу»
Терпение и труд. (все перетрут).
Дело мастера. (боится).
С волками жить. (по-волчьи выть).
Яблоко от яблони. (недалеко падает).
Грамоте учиться. (всегда пригодится).
Худой мир. (лучше доброй ссоры).
На безрыбье. (и рак рыба).
Один в поле. (не воин).
Ученье — свет. (а неученье — тьма).
Что посеешь. (то и пожнешь).
Шила в мешке. (не утаишь).
5. Итог: нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы завершить на поэтической нотке:
Алла Баркан, «Практическая психология для родителей,
или Как научиться понимать своего ребёнка»,
Мой милый капризуля и курносик,
Проказник, шалунишка, баловник,
Болтушечка и хохотушечка…
Ты – солнышко моё!
И знай об этом.
Тебе необходимо это знать.
Любая капелька твоих веснушек
Дороже мне всех праздничных нарядов.
Когда ты плачешь замирает сердце.
Смеёшься – я счастливее счастливых…
Ты – солнышко моё!
И знай об этом.
Тебе необходимо это знать.
Пока ты рядом, все твои невзгоды
Я заберу себе
И постараюсь, чтоб дул тебе
Только попутный ветер…
Ты – солнышко моё!
И знай об этом.
Тебе необходимо это знать.
Прости меня за все твои обиды,
За то, что свою долю материнства
Я, может быть, несу совсем не так.
Ты – солнышко моё!
И знай об этом.
Тебе необходимо это знать.
Мой милый капризуля и курносик,
Проказник, шалунишка, баловник,
Болтушечка и хохотушечка…
Моё земное божество…
«Да святится имя твоё».