Карпенко Ирина
Родительское собрание «Познавательное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т. е. мыслить и самостоятельно развиваться.
Публикация «Родительское собрание „Познавательное развитие дошкольников“» размещена в разделах
Ребенок рождается исследователем. Ребенок жаждет новых впечатлений, любопытен, постоянно стремится наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И задача взрослого, педагога, родителя – помочь ему в этом.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные требования диктуют нам направление на достижение у дошкольников развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.
Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.
Любопытство – первый этап познания (2-3г., дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами.
Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность (3-4г., которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания.
Третьей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений. В возрасте 5-6 лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям.
В среднем дошкольном возрасте мотивация познавательной активности и поведения приобретает качественно более сложный характер: поощрение взрослого, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом развития познавательной активности и поведения. Именно они становятся непременным условием для развития познания, для определения ребенком своей позиции в окружающем мире.
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится», давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать», усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).
Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.