Ольга Махалкина
Родительское собрание «Несколько слов о наказании и поощрении»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ «Детский сад № 9 «Кленок»
Родительское собрание на тему :
«Несколько слов о наказании и поощрении»
Подготовила:
педагог-психолог
Махалкина О. Г.
Соликамск, 2015 г
Публикация «Родительское собрание „Несколько слов о наказании и поощрении“» размещена в разделах
Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Оборудование: мяч, анкеты, капроновые ленты, карандаши, листы бумаги, памятки.
В хорошей семье наказаний никогда не бывает,
и это самый правильный путь семейного воспитания.
А. Макаренко.
Ход: Родители встают в круг, и психолог кидает мяч по кругу. Тот, кто поймал мяч, должен назвать своего ребёнка ласково, так, как он обычно называет своего ребёнка дома.
- Уважаемые родители. Сегодня мы встретились с вами, чтобы обсудить актуальную проблему, связанную с мерами поощрения и наказания в воспитании детей.
Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.
Как вы думаете, кому живётся труднее, взрослым или ребёнку? Почему?
(ответы родителей)
Конечно ребёнку. Ведь его постоянно оценивают, им командуют, не всегда считаются с его интересами, увлечениями, желаниями.
А что ждёт ребёнок в первую очередь от родителей?
(ответы родителей)
Детям нужны ваша любовь, внимание, забота, ласка…
Поощрение и наказание – методы воспитания, но это не основные методы, а вспомогательные.
Давайте, сейчас ответим на несколько вопросов.
(Родителям предлагается анкета с вопросами)
Анкета для родителей.
• Как вы наказываете своего ребенка?
• Как вы поощряете своего ребенка?
• За что вы чаще всего наказываете ребенка?
• За что вы чаще всего поощряете ребенка?
• Какие методы наказания вы используете?
• Какие методы поощрения вы используете?
• Применяете ли вы телесные наказания?
(обсуждение вопросов анкеты)
К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением и наказанием. Эти родители, можно сказать, действуют методом “кнута и пряника”, они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения.
А. С. Макаренко учил, «что в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры».
Попробуйте сосчитать, сколько раз в день ребёнок слышит от вас указания и приказания. Десять, пятнадцать, более… Умножим их на количество дней в неделе, месяцев, лет. И что же у нас выходит? А выходит, что ребёнку достаётся огромный багаж указаний и отрицательных эмоций, причём от самых дорогих и близких людей – от родителей. Чтобы выстоять в подобной ситуации, ребёнок перестаё т слышать и протестует разными способами: плачет, капризничает, не слушается…
Давайте мы сейчас с вами попробуем побывать в роли детей, а кто-то из вас будет в привычной роли – родителей.
(Игра «Недетские запреты»)
Выбирается один родитель (ребёнок) и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что родители чаще всего говорят своему ребёнку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касается запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот. «Не бегай» - завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все родители, ребёнку предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый «родитель» подходит к ленте, которую он завязал и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остаётся. Например: «Не кричи, говори спокойно», «Не бегай, ходи шагом» и т. д.
Деролинг: Родитель, побывавший в роли ребё нка проговаривает: «Я не ребёнок – Я… (собственное имя)».
Рефлексия родителя, игравшего роль ребё нка:
- Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
- Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
- Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
- Что хотелось развязать в первую очередь?
- Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия родителей, игравших роль взрослого:
- Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребёнка?
- Что вам хотелось сделать?
- Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
Сейчас я попрошу вас поделить листок на 2 части и написать в одной слова, которыми вы поощряете, хвалите ребенка, а в другой - которыми ругаете. (Родители выполняют предложенное задание в течение 3 минут). Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись — они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость — они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.
Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения, многие его поступки будут предупреждены.
Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?
Какими должны быть наказания?
Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.
Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Еще хуже, когда в наказаниях, как и в поощрениях, просматривается двойная мораль родителей (поступил так с одними – наказан, с другими – поощрен). Это дезориентирует ребенка.
Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?
Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации.
Лучше, если сына наказывает отец, а дочь — мать. А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Сын — естественно: ведь наказал отец, а дочь потому, что мать наказала, мать и простила. Наказали, поплакал, прочувствовал — теперь можно и утешить.
Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.
Когда, как и за что хвалить детей?
Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.
Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.
Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.
Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести, и он совершит безрассудство.
С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.
Одобряется преодоление робким страха, неуверенным — робости и нерешительности.
Сильного хвалят за значительное, слабого хвалят и за малое.
Наиболее тонкая и действенная похвала для всех — признание заслуг и успеха ребенка. Признание порождает доверие. Свидетельство признания успехов — заслуженное уважение. Ребенок тонко чувствует отношение к себе. Уважение ободряет его, порождает уверенность в себе, решительность. Оно усиливает чувство самоценности и достоинства, укрепляет отношения между родителями и детьми, чувство ответственности и самостоятельность ребенка.
Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей.
(Через 5 минут каждая группа знакомит своими советами всех родителей).
А сейчас я предлагаю вам обвести карандашом правую руку и написать слова, которые вы используете или будете использовать при поощрении ребёнка.
(Родители вписывают на нарисованной ладошке слова поощрения для своих детей).
Пусть эта ладошка будет у вас на виду дома. И вы должны помнить, что вашему ребёнку похвала приятнее наказания. Общаясь с ребёнком, вы должны помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растёт. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить, так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерие.
Самое дорогое для нас – это наши дети! Давайте будем терпеливее с ними. Больше будем им читать интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь в игре он познаёт окружающий мир, природу, учиться общаться с вами, развивается его речь, память…
Больше хвалите и поощряйте детей, тогда и они будут меньше вас огорчать. Каждому ребёнку необходимо постоянное подтверждение нашего доброго отношения к нему, так как он хочет знать, что его любят. Не бойтесь говорить слова одобрения в адрес маленького человека, это не испортит его!
Любите своего ребёнка!
(В конце собрания можно предложить родителям памятки - см. приложение)
Приложение
Помните, уважаемые родители!
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
- Никогда не наказывайте ребёнка сгоряча и дважды за один проступок. В гневе вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребёнком, в таком случае не придётся кричать и нервничать.
- Наказывая ребёнка, используйте наказания не часто, а главное – лучше лишить ребёнка хорошего, чем делать ему плохое!
- Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.
- Никогда не приводите в пример других детей.
- Не унижайте, не оскорбляйте ребёнка, не давайте ему унизительных прозвищ.
- Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания малоэффективны. В этом случае ребёнок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего всё вместе.