Надежда Южакова
Родительское собрание «Мнемоника — искусство запоминания»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему: «Мнемоника – искусство запоминания».
Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники; его применение при составлении рассказов, заучивании стихотворений, способствовать развитию коммуникативных качеств детей, вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
План работы родительского собрания:
1. Выступление воспитателя по теме «Мнемоника – искусство запоминания».
2. Практикум для родителей «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники».
Публикация «Родительское собрание „Мнемоника — искусство запоминания“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
3. Подготовка к Новому году.
1. Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю Вас за то, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Я рада видеть всех вас у нас в детском саду. Сегодня наше родительское собрание я хочу посвятить развитию речи детей дошкольного возраста. А именно, их умению составлять рассказы, пересказывать текст, заучивать стихотворения. Именно эти умения детей развиваются с использованием мнемотехники. Синонимом слова «мнемотехника» является слово «мнемоника». Мнемоника в переводе с греческого означает «искусство запоминания».
Одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте: использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехники.
Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Мнемоника – искусство запоминания», познакомимся с методикой, с помощью которой вы вместе с детьми быстрее запомните текст, научитесь работать с мнемоквадратами, мнемодорожками и мнемотаблицами. Узнаете, какие правила необходимо соблюдать по работе с этой методикой.
Просмотр презентации, обсуждении слайдов, работа с ними.
Мнемоника – искусство запоминания(2 слайд)
В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.
При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.
Лучшая развивающая методика для детского сада
(3 слайд)
В ДОУ мнемоника применяется в качестве результативного метода запоминания смысловой, буквенной и числовой информации.
Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия.
4 слайд
После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения (Воспитатель вместе с родителями составляют рассказ по мнемотаблице).
В средней группе начинают работать с мнемотаблицами(5 слайд)
Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить
(воспитатель просит родителей узнать сказку по мнемотаблице)
Все техники мнемоники для детей должны быть в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.
Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше образов. В дальнейшем это приводит к отказу работать с карточками.
Мнемосхемы для запоминания действий(6 слайд)
Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук, одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения (в процессе рассматривания мнемосхемы воспитатель и родители обсуждают процесс одевания, акцентируя внимание на одевании обуви).
Мнемотаблицы для составления рассказов(7 слайд)
В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят (воспитатель с родителями составляют рассказ по мнемотаблице о любом времени года).
Далее воспитатель предлагает малышам воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется не только в старших группах ДОУ, но и в логопедии для развития речи, исправления неправильного произношения и при лечении заикания у дошкольников.
Легкий метод разучивания стихотворений(8 слайд).
Методы мнемоники — это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. Дети в детском саду повторяют за воспитателем фразы и показывают соответствующие картинки. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!
воспитатель вместе с родителями рассматривает мнемотаблицу и читает стихотворение, зашифрованное в ней:
Он к бровям мои прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький!
(Е. Тарасовская)
Основные правила использования мнемотехники:
(9 слайд)
*Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки.
*Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
*Все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными.
*Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
Малыши, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности.
2. Практикум для родителей.
2.1 Родители делятся на две подгруппы. Воспитатель дает задание сделать мнемотаблицы для двух стихотворений.
Каждая подгруппа выполняет задание, после чего они обмениваются своими мнемотаблицами и по ним стараются определить текст стихотворения.
(для первой подгруппы)
***
Елка вытянула ветки,
Пахнет лесом и зимой.
С елки свесились конфетки
И хлопушки с бахромой.
Мы похлопали в ладоши,
Встали дружно в хоровод.
Наступил такой хороший
И счастливый Новый год!
(для второй подгруппы)
***
Белые снежинки
Из-за туч летели,
На мою ладошку
Отдохнуть присели.
Я снежинкой колкой
В праздник наряжусь,
Под пушистой елкой
В танце закружусь.
2.2 Воспитатель предлагает родителям инсценировать две сказки.
---«Красная Шапочка» - с помощью шапочек – масок и атрибутов сказки;
---«Заюшкина избушка» - с помощью кукольного театра.
3. Подготовка Новому году:
3.1 Обсуждение новогодних подарков для детей.
3.2 Помощь родителей в организации новогоднего утренника.
Вот и подошло к концу наше собрание. Я надеюсь, что те знания, которые вы получили в ходе собрания, пригодятся вам и вашим детям. Пусть ваши дети радуют вас своим успехами. Всего вам самого наилучшего!