Волкова Евгения
Родительское собрание на тему «Фольклор как способ развития речи у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение активности родителей к использованию элементов фольклора в воспитании детей младшего возраста.
Задачи:
1. помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений;
2. способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании;
3. формировать желание принимать активное участие в совместных мероприятиях группы.
Оборудование: проектор, ноутбук, колонка, маски для инсценировки сказки «Репка», д/игра «Доскажи пословицу»
Предварительная работа:
Публикация «Родительское собрание на тему „Фольклор как способ развития речи у детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Выставка книг, подборка материла малых фольклорных форм для малышей, составление презентации «Роль фольклора в развитии младшего дошкольника»
План проведения собрания.
1. Вступление (короткое выступление, настраивающее родителей на тему разговора). Презентация.
2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?»
3. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку»
4. Рассказ воспитателя о предстоящих конкурсах, выставках, мероприятиях.
5. Чаепитие с блинами.
Ход собрания:
(Звучит русская народная мелодия)
Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!
Проходите, будьте как дома!
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!
Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? (Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).
На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких собираем посиделки пожилых и молодых. При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод – Говорили, песни пели и водили хоровод. А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши! Словом эти посиделки были праздником души. Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир. Нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир. Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить: Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот и пролетело времечко как ваши деточки в сад пришли, пришли да подросли, окрепли да самостоятельней, разговорчивее стали. Речи дивные ведут, сказки да стихи сказывают…
Вот мы и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «ФОЛЬКЛОР – как способ развития речи у детей младшего возраста». Ведь без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь является одним из залогов успешности человека в современном мире, позволяет быстро находить общий язык с любыми людьми и органично вписаться в любой коллектив.
Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, и поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какой речью овладеет малыш. Ведь всем хочется, чтобы она была грамматически правильной, плавной, эмоционально окрашенной, богатой и насыщенной.
Но чтобы этого добиться надо помочь ребенку:
- освоить разговорную речь; (освоение разговорной речи);
- расширить его словарный запас; (расширение словарного запаса). Чтобы речь ребенка была понятной, внятной и красивой:
- сформировать звуковую культуру речи и связную речь (воспитание звуковой культуры речи); (формирование связной речи).
Недаром, сегодня мы начали наше собрание народными прибаутками и поговорками. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.
Вопросы родителям:
- Что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество»? Как вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение).
Презентация «Роль фольклора в развитии ребёнка»
1 слайд.
Нашу встречу хотелось бы начать со слов великого педагога В. А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Думаю, мы все согласимся с этим высказыванием.
2 слайд. [/b]
Цель воспитательно-образовательного процесса - способствовать речевой активности детей, путём приобщения к устному народному творчеству.
3 слайд.
«Фольклор»- какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же это такое – фольклор? Фольклор – это устное народное творчество. Существует множество форм фольклорных произведений: А какие формы фольклора вы знаете? (сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей.)
4 слайд. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?» (пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.) Как вы думаете, какие колыбельные поют ваши дети? Из моих наблюдений могу вас огорчить: дети поют те песни, которые часто слышат, и это далеко не колыбельные мелодичные песни.
5 слайд. Какие вы знаете заклички?
Божья коровка, дождик, дождик пуще, Огуречик, огуречик и др. Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками.
6 слайд.
Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство.
7 слайд. Викторина (Игра «Доскажи пословицу»)
(Родителям предлагаются пословицы и поговорки, написанные на листах)
Родители должны продолжить пословицу и объяснить их смысл.
-Как аукнется, так и (откликнется)
-Без труда…не вытащишь и рыбку из пруда)
-Весна красна цветами, а изба (пирогами)
-Любишь кататься… люби и саночки возить)
-Мал золотник, да (дорог)
-Долог день до вечера, коли. (делать нечего)
-Умелые руки (не знают скуки)
-Землю солнце красит, а человека (труд).
Пословицы и поговорки – это мораль, выработанная многими поколениями.
8 слайд.
А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке догадливость, сообразительность, умение сравнивать два не похожих друг на друга предмета: «черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок сравнивается с собачкой. Здесь голову надо сломать, чтобы отгадать. И ребенок ломает. Он хочет познать эту загадочную связь. Отгадка вносит порядок в путаницу, все становится на свои места: у замка и собачки есть обще, схожее – они не пускают домой, они могут быть одного цвета, но вот одна лает, а другое – нет. Попробуйте объяснить детям загадки, они помогут развитию логического мышления. Например, эту: «Сидит девица в темнице, а коса на улице…».
9 слайд.
Сказки – педагогическая ценность! Сказки пронизаны чувством любви к своей Родине, верой в справедливость, добро.
А для того, чтобы ребенок понял содержание сказки, ее смысл нужно правильно донести до ребенка. Здесь важна интонация речи. Ваш ребенок знает вас. Он улавливает малейшее изменение вашего голоса. И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек. Как вы думаете, сколько раз нужно прочитать или рассказать сказку, чтобы он запомнил её и смог самостоятельно пересказать? (20 раз). Поэтому не удивляйтесь, когда ребёнок просит вас рассказывать ему понравившуюся ему сказку, он хочет запомнить её и воспроизвести. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.
10 слайд.
В нашей группе есть театральный центр, где детям предлагается множество различных театров. Ведь только действуя с игрушками, ребёнок может самостоятельно или с помощью взрослого проиграть, прожить сюжет любой сказки, или сочинить новую.
11 слайд.
В нашей группе мы очень часто используем народный фольклор, так как детям очень нравиться слушать мелодичность и выразительность потешек, прибауток, колыбельных, сказок, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
12 слайд.
У нас есть и художественно-речевой центр, где собраны картотеки потешек сказок, мирилок, умывалок, засыпалок, одевалок, закличек и многое другое.
13 слайд.
Несколько слов хочу сказать о том, что в нашем детском саду всегда интересно и необычно. Ведь сколько конкурсов, выставок ждёт нас с вами впереди. Это и конкурс «Осенняя фантазия» (поделки из овощей и фруктов» и конкурс плакатов по ПДД, Осенины - фольклорный праздник; праздник Матери в ноябре, конкурс поделок «Символ года в декабре, Новогодний праздник, «Мой папа - самый лучший» в феврале, «Наши мамы – мастерицы», «Масленица», «Весенний праздник» в марте, «День Космонавтики» в апреле, «День Открытых дверей» в октябре, различные тематические выставки рисунков и поделок. Вы не поверите, как дети любят рассматривать рисунки, поделки. А если ещё ребёнок видит свой рисунок, или поделку, сделанную совместно с мамой и папой, какое чувство гордости охватывает его! Совместный труд запомниться ребёнку надолго, а это делает семью более сплоченной! Я приглашаю вас принимать участвовать во всех наших мероприятиях! Благодарю тех, кто активно участвует в наших конкурсах и выставках! Вы приносите радость вашим детям и радуете нас своим творчеством.
14 слайд.
Мы предлагаем вам, уважаемые родители, взять на себя роль актёров и почувствовать настроение русской сказки (инсценировка сказки «Репка»).
Вы с удовольствием приняли участие в нашем театрализованном представлении и убедились в том, что и в домашних условиях вместе с детьми можно устраивать спектакли и сценки.
Рефлексия: Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на один из предложенных вопросов:
•После этой встречи я задумался…
•Теперь я знаю…
•В общении с ребёнком я буду…
•Мне больше всего понравилось…
•Я нашёл ответы на…
Итог: Уважаемые родители! детский фольклор помогает нам в установке контакта с детьми, создает благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви. Приглашаю Вас на чай!