Анна Желтуха
Родительское собрание на тему «Адаптация ребёнка»
Протокол
родительского собрания от «»___ 20__г.
Повестка дня:
1. Знакомство.
2. Адаптация детей к условиям пребывания детей в детском саду.
3. Прочее.
4. Выбор родительского комитета.
Ход собрания:
1 Добрый день. Уважаемые родители!
Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.
Нам очень нужно с вами союзниками стать.
Различные вопросы мы будем обсуждать.
И деткам нашим вместе мы станем помогать.
Публикация «Родительское собрание на тему „Адаптация ребёнка“» размещена в разделах
Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,
Подробно вам расскажем о детском воспитании.
Сегодня мы собрались один вопрос решить,
Что делать, чтоб ребенка к детсаду приучить?
Сегодня для многих из вас первое родительское собрание. В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё долгих четыре года. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения.
Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому предлагаю познакомиться.
Мы возьмем вот этот волшебный клубок, он поможет нам узнать друг друга, и представимся еще раз. Мы передадим клубочек Вам, обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь, а затем передайте клубочек следующему.
Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.
2. А самый серьезный вопрос на данный момент – адаптация. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.
Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аскарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
Взрослые в семье понимают, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке - это является стрессом для ребенка.
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 4 группы. Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т. п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.
В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т. д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
В четвёртую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают сад с большим удовольствием и посей день.
Для того чтобы адаптация детей проходила легче, родителям необходимо соблюдать - режим дня.
В адаптационный период ребенка необходимо приводить в детский сад в одно и тоже время – с 8 до 8.20, так как в группе потом проходит зарядка и завтрак. Время пребывания ребенка в первый день в детском саду 1 час, а может и меньше, в зависимости от эмоционального состояния вашего ребенка. Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада. В нашей группе имеется телефон, на который можно позвонить и который обслуживается родителями. Запишите номер: 89…. Мы всегда на связи.
Очень важный момент - это уход ребенка из детского сада. Вам необходимо научить ребенка отпрашиваться у воспитателя, называя его по имени отчеству. Первое время вы можете делать это вместе.
«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»- обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связано со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка. Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери.
1. Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком, а ребенок - её мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они обязаны одинаково хорошо.
2. Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
3. Придерживайтесь каких-либо выработанных совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть пять минут, обнявшись в раздевалке и прочее).
4. Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда, не нарушайте обещания, в противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.
5. Обсудите с ребёнком, чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, - приятные ожидания улучшают эмоционально тяжелое состояние ребенка.
Чтобы ребенку было комфортно, нужно правильно выбрать одежду и обувь для детского сада. В группе вам понадобятся вещи, в которых по минимуму присутствуют пуговицы, шнуровки, различные сложные застежки.
В шкафу каждого ребенка должно лежать запасное белье, колготки, носки, шоры и юбки (в нескольких экземплярах). Необходима удобная обувь с закрытой пяткой, без каблуков, подобранная строго по размеру, обувь не должна быть резиновой и дышать.
Рано или поздно ребенок останется на сон. Для этого необходима пижама, клеенка и несколько промаркированных пеленок. Клеенка должна быть подписана.
Одежда для прогулки должна соответствовать погодным условиям.
Так же должна быть специальная одежда для музыкальных занятий: мальчикам – черные чешки, черные лосины, белая футболка, белые носки. Девочкам – белые чешки, белые юбки, белые носки, черные лосины, черные купальники.
3. В нашей группе существуют определенные традиции. Например, поздравления всех именинников группы, которые получают подарок и приносят угощения в индивидуальной упаковке. Вы хотите продолжить эту традицию? Тогда нам необходимо решить, какой подарок дарить детям.
Для ребенка в процессе адаптации все очень важно. Важны и игрушки, в которые он играет. Если у кого- то дома есть машинки, на которых можно ездить, и вам их не жалко, принесите их в сад. Мы с вами потом подумаем, какие игрушки приобретем в группу.
Важным режимным моментом является питание. Принесите своему ребенку набор посуды, к которому обязательно прилагается сертификат. Обратите внимание на наши столы, на них отсутствуют скатерти. Решите нужны ли они вашим детям, по САНПИН они положены.
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы познакомиться и обсудить адаптационный период. А 22 сентября у нас пройдет основное собрание (без детей).
Так как через неделю в детский сад придут дети, нам необходима ваша помощь: мытье окон (7)___
___;
Стирка штор (4) глажка на следующий день в группе___;
Мытье люстр и стен (4)___;
Мытье стульев (2) ___;
Подкрутка стульев и столов (2 со своими инструментами) ___;
Заправка кроватей (3)___;
Подготовка участка к приему детей (3).
4. Выбор родительского комитета
ФИО и ФИО