Получи документы

Родительское собрание в виде круглого стола «Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?»

Бурастан Казарян
Родительское собрание в виде круглого стола «Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?»
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол на тему : «Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?».

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Родительское собрание в виде круглого стола „Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?“» размещена в разделах

Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения.

Цель: Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса и мотивации к чтению. определить эффективность традиций семейного чтения как средства развития интереса ребёнка к чтению.

Задачи:

1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

3. Воспитывать бережное отношение к книге.

Сценарный план

Этапы Цель этапа Инструментарий педагога или специалиста по достижению цели Раздаточный материал Деятельность родителей Планируемый результат

Вводный Изучить мнение всех участников образовательного процесса по практике чтения художественных произведений в семье 1. Выступление воспитателя с сообщением на тему: «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»

2. Анкетирование родителей 1. Памятки

2. Анкета

1. Воплотить в жизнь содержимое памятки

2. Ответить на предлагаемые в анкете вопросы 1. Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения

2. Обобщить опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе

Основной Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как важного фактора развития успешной творческой личности 1. Семейная презентация книжек-самоделок

2. Открытие библиотеки книг-самоделок

3. Литературная викторина

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, отрывки из художественных произведений 1. Представить публике (родителям и детям) заранее изготовленную детскую книжку-самоделку

2. Пополнение библиотеки книжками-самоделками и обмен опытом по их созданию

3. Проявить свои знания в области художественной литературы 1. Привлекать родителей и детей к созданию книг для возрождения традиций семейного чтения

2. Развивать у детей литературные предпочтения

3. Повышение социального интеллекта в области художественной литературы

Заключительный Приобщить детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе в кругу семьи Оформление информационного стенда для родителей Печатная информация о ценности традиции семейного чтения Оказать детям помощь в оформлении читательских альбомов Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам. Возрождение традиции домашнего чтения

Сценарий

Уважаемые родители! Сегодня я приветствую Вас в нашей группе на встрече за круглым столом! Тема нашего собрания : «Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?». Давайте заслушаем сообщение на тему: «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи» (приложение № 1).

Предлагаю Вам анонимно заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят нам получить более полную информацию о том, какое место занимает книга в Вашей семье, и выявить Ваши традиции семейного чтения (приложение № 3). Результаты по проведённому анкетированию будут вывешены на информационный стенд.

Вам было предложено в домашних условиях совместно с ребенком сочинить сказку и изготовить книжку-самоделку. Сейчас каждая семья презентует своё творчество публике (семейные выступления).

У всех получились интересные сказки и креативные книжки-самоделки. Хочу Вам сказать, что мы на этом останавливаться не будем и время от времени будем пополнять нашу библиотеку книжек-самоделок, основу которой мы сегодня с Вами успешно заложили. Жду от Вас активного участия в этом увлекательном процессе.

Все мы с детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывают о добре и зле. Сказка помогает познать мир. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. А какие вы знаете и любите сказки, мы сейчас с Вами проверим. Предлагаю Вам отправиться в путешествие в страну «сказок» и принять участие в литературной викторине, которая включает в себя 3 конкурса. Я буду предлагать задания, а Вы за каждый правильный ответ будете получать фишки. В конце викторины по наибольшему количеству фишек будет выявлена самая читающая семья.

Итак, 1 конкурс «Угадай-ка». Вам нужно будет угадать загадки о сказках (приложение № 4). Если сказка угадана верно, ее изображение отобразится на интерактивной доске.

Продолжаем нашу викторину (конкурс № 2). Сейчас Вам предстоит вспомнить сказки и ответить правильно на вопросы (приложение № 5).

И заключительный конкурс называется «Сказки перепутались». Сейчас я вам буду читать сказку, а вы внимательно будете слушать её и говорить, что в ней неправильно. Итак, начинаем, сказка называется «Волк и семеро козлят». (приложение № 6)

Давайте подведем итоги литературной викторины (подсчет фишек и определение семьи – победителя; награждение победителей).

А теперь подведение итогов, решение родительского собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставьте себе цель – читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное. Найдите время и возможности для семейного чтения. Выпишите и читайте с детьми детские журналы. Окажите детям помощь в оформлении читательских альбомов, в которые можно помещать рисунки к прочитанным книгам. Объявляю конкурс на лучший читательский альбом и на итоговом собрании в конце года победителю вручим приз.

Итоги анкетирования и еще много полезной информации по традициям семейного чтения будут вывешены на информационном стенде.

И в завершении я хочу сказать, что книга закладывает основу будущего мировоззрения ребёнка, и от того, какими будут его первые книги, зависит многое в его жизни. В чудесном мире книг, у дошкольника появляются друзья и враги, нравственное начало, он учится отличать лучшее от худшего, верное от неверного, рождаются мечты, на основе этого складываются взгляды и облик крохотного ещё человека. Поэтому мы, взрослые – педагоги и родители – должны помочь воспитать любовь и интерес к книге, потребность в чтении. Приложение № 1

Сообщение на тему: «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»

«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы задаё м себе вопрос: "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, понять, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу.

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.

Семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;

• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;

чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь

По вышесказанному, я хочу дать Вам несколько рекомендаций, которые я отразила в памятке (приложение № 2).

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Приложение № 2

Памятка

для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению :

Наслаждайтесь чтением сами;

Читайте детям с самого рождения;

Чаще ходите в библиотеку;

Собственным примером показывайте, что Вы цените чтение;

Подпишитесь на журналы для ребенка;

Отведите дома уголок для ремонта книг;

Используйте драматизации сказок;

Читайте с детьми перед сном;

Учите ребенка правильному обращению с книгой;

Концентрируйте внимание ребенка на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

Следите за подбором детской литературы;

Заинтересовывайте детей чтением с продолжением, побуждая удерживать в памяти содержание прочитанного.

Приложение № 3

Анкета для родителей

«Традиции семейного чтения»

1. Любите ли Вы читать книги своему ребенку?

2. Часто ли Вы читаете книги своему ребенку?

3. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

4. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

5. Ходите ли Вы с ребенком в библиотеку?

6. Есть ли у Вас домашняя детская библиотека?

7. Внимательно ли и с удовольствием слушает Ваш ребенок, когда ему читают вслух?

8. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

9. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

10. Находят ли отражение в играх ребёнка литературные персонажи?

11. С вашей точки зрения, семейное чтение – это :

- чтение вслух для всех членов семьи;

- книги для каждого члена семьи отдельно;

- когда все члены семьи заняты своим чтением.

12. Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

13. Чего, по Вашему мнению, не хватает, чтобы помочь в привлечении ребенка к чтению :

- времени;

- знаний в области детской литературы;

- знаний форм и приёмов привлечения к чтению.

14. Нужны ли Вам рекомендательные списки детской литературы?

15. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

Приложение № 4

1 Конкурс «Угадай-ка»

1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

2. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Название этой сказки….

(Маша и медведь)

3. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Волк и семеро козлят)

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна лягушка)

5. Ах, ты Петя простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Кот, лиса и петух)

6. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко —

Слёзы льёт бедняжка.

(Снегурочка)

7. Братца украли,

Себе на спину сажали,

Крыльями махали,

Бабе-Яге угождали.

(Гуси-лебеди)

8. Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

9. В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

(Теремок)

10. В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Заюшкина избушка)

11. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(«По щучьему велению») .

12. Эта девочка-малышка

В белой лилии спала.

Её ночью злая жаба

К себе в болото унесла.

(«Дюймовочка») .

13. Скажи ты нашей тётке,

Мы круглые сиротки,

Изба у нас без крыши,

А пол прогрызли мыши.

(«Кошкин дом») .

14. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(«Красная Шапочка») .

15. Мы себе построим дом,

Будем жить славно в нём!

Не боимся волка мы

Мы втроём и мы сильны!

(«Три поросёнка») .

16. «Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг,

возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели».

(«Цветик –семицветик»)

Приложение № 5

Конкурс № 2 «Вопрос - ответ»

1."Скоро сказка сказывается, да не скоро. " (Дело делается)

2. От кого не ушёл Колобок? (От лисы)

3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в.

(Козлёночка)

4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч, а кличку - Косолапый? (Медведь.)

5. Сколько козлят слопал волк в сказке "Волк и семеро козлят"? (Шесть)

6. Отчего растаяла Снегурочка? (Прыгнула через костёр)

7. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло -. " (А в рот не попало)

8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»? (Зимой)

9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»? (В болото)

10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути. (Печку)

11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке? (Коровушка)

12. «Битый небитого везет.». Из какой сказки эти слова? («Лисичка-сестричка и серый волк»)

13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»? (Петух)

14. Из какого инструмента мужик варил кашу? (Из топора)

15. Кто сломал теремок? (Медведь)

16. За какие леса несла лиса петуха? (За тёмные)

Приложение № 6

Конкурс № 3 «Сказки перепутались»

«Волк и семеро козлят».

«Жила – была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать.

Однажды медведь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет высоким голосом и не так причитает.

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

- Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь отворяйте, всех впускайте.

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

- Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

- Давай, медведь, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по-прежнему».

Публикации по теме:

Конспект круглого стола с родителями «В каждой семье свои традиции» Тема: В каждой семье свои традиции. Цель: Воспитание желания к соблюдению имеющихся семейных традиций, обмен опытом семейного воспитания,.

Родительское собрание в форме круглого стола по обмену опытом «С мамой вместе мы играем, пальчики и ручки развиваем!»Родительское собрание в форме круглого стола по обмену опытом «С мамой вместе мы играем, пальчики и ручки развиваем!» Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей. Задачи: 1. Показать с помощью каких наглядных.

Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека» Цель: Познакомить родителей подготовительной группы детского сада с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный.

Родительское собрание «Как вырастить здорового и успешного ребенка» выступление на родительском собрании "КАК ВЫРАСТИТЬ ЗДОРОВОГО И УСПЕШНОГО РЕБЕНКА". Очень важно помнить, что развитие ребенка проходит комплексно.

Родительское собрание в форме круглого стола с родителями и детьми «Развитие речи детей 2–3 лет» Круглый стол для родителей и детей младшей группы Развитие речи ребенка 2-3 лет Ход занятия: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады.

Родительское собрание по ПДД в виде КВНРодительское собрание по ПДД в виде КВН КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ФОРМЕ КВН ПО ПДД «Правила движения – для всех без исключения» Цель: Обобщение знаний родителей о воспитании.

Родительское собрание в форме круглого стола «Семейные традиции»Родительское собрание в форме круглого стола «Семейные традиции» Родительское собрание Семейные традиции. Круглый стол для родителей Дата проведения:2 декабря 2017г Подготовили воспитатели второй группы.

Родительское собрание в форме круглого стола «Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте» Родительское собрание в форме круглого стола «Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте» Цель: повышение педагогической компетенции.

Родительское собрание в форме круглого стола «Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте» МБОУ «Шадейская СОШ» Структурное подразделение для детей дошкольного возраста СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО: Старший воспитатель Заместитель.

Родительское собрание в форме круглого стола в старшей группе «Растим почемучек» Задачи: 1. Создать положительный эмоциональный настрой. 2. Обогащать родителей педагогическими знаниями, раскрыть значение познавательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в виде круглого стола «Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?»
Опубликовано: 19 июня 2018 в 15:40
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в виде круглого стола «Традиции семейного чтения, или Как вырастить читающего и мыслящего человека?»» (включая файлы) размещена пользователем Бурастан Казарян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД