Людмила Геннадьевна Костина
Родительское собрание-круглый стол. «Копилка знаний» Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников»
Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с играми, способствующими формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
2. Использовать речевые игры для коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Публикация «Родительское собрание-круглый стол, „Копилка знаний“ Тема: „Формирование лексико-грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
3. Подбирать речевые игры в окружающей обстановке.
Ход.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе.
К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.
Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик).
Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам:
- бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);
- глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);
- глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);
- глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);
- глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);
- глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:
- величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий);
- форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;
- цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой);
- вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;
- запах – приятный, неприятный, цветочный;
- температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;
- материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;
- принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;
- другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.
Сейчас мы с вами поиграем.
1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
Например: у тигра- тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.
2. Игра с мячом «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.
Например: шар – шарик, ключ-ключик.
3. Игра с мячом «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».
Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.
4. Игра с мячом «Какая посуда»
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.
Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан,
чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка).
5. Игра с мячом «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат).
6. Игра с мячом «Горячий-холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.
Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.
7. Игра «Чей хвост?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост?», а ребенок должен на заданный вопрос ответить.
Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.
8. Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости.
Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить.
Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко, Что бывает зеленым? кузнечик, трава, деревья, кусты, платья, Что бывает гладким? (стекло, зеркало)
9. Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом)
10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…»
Методические рекомендации.
В нашей группе создана картотека игр на формирование грамматического строя речи. Если у вас возникнет желание, можете брать карточки с играми и упражнениями и играть с детьми в домашних условиях. Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М. : АПО, 1996. - 417с.
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1981. - 112с.
3. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М. : Айрис-пресс, 2005 – 224с.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.