Елена Сахапова
Родительское собрание «Кризис 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Кризис 3 лет»
Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Елена Андреевна, я педагог-психолог детского сада. Тема нашей встречи «Кризис 3 лет».
Если еще вчера ваш ребёнок спокойно шел рядом с вами за руку, то сегодня он отказывается от всего и устраивает истерику на ровном месте, значит у вашего малыша наступил так называемый "Кризис 3 лет". Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. У малыша начинает формироваться новообразование «Я сам!»
Публикация «Родительское собрание „Кризис 3 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задача так называемого кризиса 3 лет – это обретение своего «Я». Когда ребёнок начинает ощупывать свои границы и что он может, насколько влиятельно его слово, насколько он может говорить «Нет», как он может повлиять на ход той или иной ситуации. И в дальнейшем, уже во взрослом возрасте, если правильно сформировались все эти этапы его развития и если, родители помогли ему грамотно справиться с этим периодом, ребёнок может быть уверенным в себе, ответственным, он может сопротивляться, у него вырабатываются такие качества, как способность говорить «нет и способность всегда отстаивать свою точку зрения.
Рассмотрим основные симптомы кризиса,
так называемое «Семизвездие кризиса 3 лет».
УПРЯМСТВО
Упрямство - первая черта «семизвездия» кризиса 3 лет. Она пронизывает практически все поведение ребенка. Когда малыш упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
Это доступная для ребёнка форма заявить о себе, своих желаниях и чувствах. Просто по-другому выражать свои потребности он еще не умеет.
Совет: не вступайте в противоборство с детьми, не пытайтесь переломить ребёнка, проявляйте гибкость. А можно просто оставить ребёнка в покое на какое-то время, а затем позовите присоединиться к вам.
НЕГАТИВИЗМ
Негативизм-вторая составляющая «семизвездия». Именно он вынуждает ребенка поступить вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Бывают просто абсурдные ситуации, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» - «Нет, горячее», «Иди домой» - «Не пойду» (хотя только что сам просился). При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. Негативизм часто избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы, или папы. С остальными – он может быть послушным и покладистым. Взрослый может провоцировать негативизм всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!»
Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что малыш сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
СТРОПТИВОСТЬ
Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека, это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).
Совет: Отставьте ребёнка в покое, пусть он побудет один и займется тем, чем хочет. Довольно скоро ему станет скучно и придёт к вам, вот тогда вы предложите всё то, от чего он отказывался раньше. Только сделайте это ненавязчиво., чтобы не спровоцировать отказ ребёнка снова.
СВОЕВОЛИЕ ИЛИ Я САМ
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности – жизненно важная для трехлетних малышей. Наверное, это качество меньше огорчало бы родителей, если бы дети более реально оценивали свои возможности и брались только за так называемые «детские дела», но увы, большинство из них хотят делать самостоятельно почти всё (что, вообще-то небезопасно).
Совет: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.
СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ
Теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги.
Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.
Совет: Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Займитесь вместе с ним лепкой, рисованием или сборкой конструктора. Проводите как можно больше времени вместе с детьми.
ПРОТЕСТ-БУНТ
Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание всё решать за малыша («Не кричи, «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»). Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда Вы уверены в своей правоте.
ДЕСПОТИЗМ
Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими и заставить родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Совет: не поддавайтесь на манипуляции, проявляйте твёрдость характера, но старайтесь уделять больше времени малышу. Пусть он чувствует, что Ваше внимание можно получить без истерик и капризов.
Вот основные симптомы кризиса 3 лет. Значит ли это, что все они обязательно будут у вашего ребёнка? Нет, какие-то могут быть ярко проявлены, какие-то лишь эпизодами, а каких-то совсем не проявиться.
А теперь давайте проиграем ситуацию:
Игра «Диктат»
Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.
Содержание: для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Воспитатель: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми. Если ребенок капризничает, мы говорим ему – НЕ ПЛАЧЬ, ПРЕКРАТИ! Не позволяем свободно проявлять свои чувства (ведущий завязывает область сердца). Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – НЕ ТРОГАЙ! (завязываем область руки). Ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим ему – НЕ БЕГАЙ! (связывает ноги). Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему – НЕ СЛУШАЙ! (завязываем уши). Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – НЕ КРИЧИ! (завязываем рот). А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?»
Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Что делать?
Если малыш находится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно.
Кризис 3 лет это важно. Именно в этот период к 4 годам у ребёнка окончательно формируется 85% нейронных связей. Когда детки рождаются, у них сформированы только 15% и вот именно эти ключевые 85% формируются как раз на момент кризиса. Поэтому, именно от того, как родители будут себя вести с ребёнком, сколько он получит принятия, любви и будет сформировано дальнейшее его отношение к миру.
Как же себя вести, чтобы кризис прошел благополучно :
1. Тот человек к кому он больше всего привязан, с тем он и будет вести себя хуже всего. Потому что именно к этому человеку у него наибольшее доверие, именно с этим человеком он будет чувствовать, что может в безопасности проявлять все свои негативные эмоции. И как не странно именно от этого человека он своего рода, как будто получает разрешение перейти на следующий уровень и устанавливать те или иные границы своего поведения. Взрослый – пример.
2. В этом возрасте ребёнок не способен самостоятельно успокоить свою истерику, поэтому такие фразы как по типу «Успокойся» - они абсолютно бесполезны, потому что у него на данном этапе работает правое полушарие, отвечающее за эмоциональность и за вопрос «Как», а не левое полушарие, отвечающее за вопрос «зачем и почему». Когда вы пытаетесь успокоить в такой форме, то он не слышит, что вы ему говорите, он слышит каким тоном вы ему говорите, он слышит ваше настроение и слышит тембр вашего голоса. Поэтому, если мы хотим успокоить ребёнка, то мы должны перед этим обязательно успокоиться сами
3. Основная фаза развития ребёнка в этот момент только через игру. И в задачу ребёнка не входит сохранение санитарного режима у нас в доме. Поэтому задача родителя в свою очередь обеспечить ему пространство, где он может исследовать этот мир и играть. Очень хорошо в этот период все игры с мелкой моторикой, игры на восприятия цвета, формы и т. д. Всё то, что поможет вашему ребёнку максимально развиваться и в то же время, не создавать излишние конфликты в вашей семье. Совместная игра.
4. Современные дети зачастую или прилипалы или бунтари. Почему так получается? Прилипалы дети становятся, потому что сейчас детям не хватает родительского внимания. К сожалению, наше поколение погружается в телефоны, планшеты, а ведь никуда не денешься ребёнку нужно, просто необходимо тактильное наше внимание и наше эмоциональное внимание и, компенсируя это, многие дети начинают прилипать. Не стоит на ребёнка обижаться и злиться, нужно понимать, что мы сами в силу каких-то объективных или необъективных причин недодали ему то, что ему необходимо. Бунтари дети становятся по той причине, что родители постоянно говорят «нет». Опять же из-за того, что он берёт, то им не нравится, делает то, что им не нравится, говорит тогда, когда им не хочется. И нет нет нет… И ребёнок уже не слышит нас, он уже не способен сотрудничать, он уже когда слышит нас голос и понимает, что будет очередной запрет. Помните самое важное правило – на каждое «Нет», должно быть два Да, и тогда ваш ребёнок не будет бунтовать. Если вы что-то запрещаете, вы должны тут же что-то разрешить или дать ребёнку альтернативу того, что он может делать.
5. Наши дети могут в этот период нас не слышать. И не слышать, потому что мы для них не авторитет или они нас не уважают, а не слышат потому что они очень глубоко поглощены какими-то своими действиями, мыслями или какими-то занятиями. Поэтому не кричите, не выходите из себя, а просто подойдите и потрогать ребёнка за плечо, поверните его к себе лицом, обратите его внимание на себя.
6. Важно знать, что в этот период для ребёнка важна самооценка, и она сейчас активно формируется. Поэтому, дорогие родители, не вырабатывайте у ребёнка в период кризиса чувство вины. Не говорите ему «Как так можно было сделать, Посмотри кто такой грязный?». Это не его задача сохранять в чистоте одежду, не его задача в этот период, когда он формирует все свои навыки – это беречь наше пространство. Это наша задача, как взрослых обеспечить ему комфорт и уют для его развития. Мы ребёнку объясняем, мы рассказываем ему, мы показываем, что допустим – ты сломал игрушку, но мы сможет попытаться с тобой её починить. Мы не просто говорим ребёнку что произошло, мы даём ему навыки, как исправить эту ситуацию. Не лучше ли сказать ты - это рассыпал, ну давай теперь вместе это убирать. Я тебе помогу, я покажу как это убирать и показать ему, что это его действие поведёт за собой причину.
7. Очень важное, не перебарщивать с ранним развитием. Нужно помнить, что у ребёнка формируется физиологически очень важные процессы в организме, формируются внутренние органы. Концентрация внимания в этом возрасте 10-15 минут и надо так кратко и интересно преподнести информацию в виде сказки, в виде игры, в виде какого-то совместного весёлого действия. Только таким образом сейчас ребёнка можно научить.
8. У каждой истерики есть свои причины. И это абсолютно объективные причины. Не один ребёнок не устраивает истерику просто так. И родитель должен не просто знать эти причины, он должен не просто понимать, что происходит с его ребёнком, но и помочь ребёнку успокоиться, помочь ребёнку исправить ситуацию и сделать все возможное для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя плохим.
Кризис трех лет у детей нужно просто пережить как непогоду. Главные помощники в этот период – любовь и терпение. И не забывайте чаще обнимать своего ребёнка.
Благодарю вас за внимание, желаю вам успехов в преодолении трудностей и воспитании ваших малышей. До свидания!