Муначева Флорида
Родительское собрание «Играем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
На сегодняшний день одной из актуальных проблем в детско- родительских отношениях является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско- родительском взаимодействии, а также развития сотрудничества, эмоционального и диалогового общения с детьми раннего и дошкольного возраста. Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Создавать благоприятную речевую среду, расширять круг общения ребенка, организовывать совместное время провождение – это и есть основные задачи родителей. В Законе «Об образовании» написано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности в раннем возрасте.
Публикация «Родительское собрание „Играем вместе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Для решения этой задачи нужно обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Цель – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Ожидаемые результаты:
У родителей сформировалась уверенность в собственных педагогических возможностях;
Появилась потребность в общении;
Наладились эмоциональные контакты в семье;
У детей развиты коммуникативные навыки в общении с родителями;
Родители научились взаимодействовать друг с другом.
Родительское собрание «Играем вместе»
Цели: создать комфортные условия для общения родителей и развития их творчества, расширения кругозора.
Форма проведения: деловая игра.
Перед собранием столы расставьте полукругом или по кругу так, чтобы все присутствующие могли видеть друг друга.
Воспитатель : Уважаемые родители!
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Для ваших детей хороший отдых – это игра. И мы сегодня поиграем. Игра будет интеллектуальной. Вам будут задаваться различные вопросы. За правильные ответы вам будут даваться фишки, а потом призы. Дети любят такие игры- соревнования. Авы? Согласны вернуться в детство и поиграть?
Серьёзные вопросы
1) Кто такой родитель? (Отец или мать по отношению к своим детям)
2) Кто такой ребенок? (Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества)
3) Кого называют предками? (Древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений)
Нарисуй генеалогическое дерево
Чтобы это задание заняло меньше времени, можно на компьютере сделать заготовку, а родители впишут своих родственников. Побеждает тот, кто вписал больше родственников.
Поговорим о животных
1) Может ли лиса пахнут фиалками? (Да, под хвостом у нее есть специфическое место, которое выделяет запах, напоминающий запах пармских фиалок)
2) Назовите птиц, название которых начинается на букву «Ч». (Чайка, чибис, чиж, чечетка)
3) Где находиться дом белки? (В дупле)
4) Для чего зайцу нужны большие уши? (Чтобы не потеть. Каждый квадратный сантиметр уха получает до 10 калорий тепла в час).
Что мы знаем о растениях
1) Что вы знаете о цветочных часах? (Составлены в 20-х гг. в шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем. Начинают функционировать с 3-5 часов утра и заканчивают показывать время в 12 часов ночи, когда раскрываются цветки кактуса «Царица ночи»)
2) По каким цветам можно определить время? (Цветы цикория распускаются в 4-5 часов утра, в 15часов закрываются. Гвоздика – травянка раскрывается в 8 часов утра, закрывается в 1 часов. Мак раскрывается в 5 часов утра, а закрывается в 15 часов)
3) Назовите цветы или комнатные растения, которые начинаются на букву «Ф». (Фиалка, флоксы, фуксия, флердоранж).
4) Какие родственные связи у розы и шиповника? (Шиповник- прародитель розы).
Люди и животные
Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.
Дополните фразы
Глупый,как (утка)
Хитрая, как (лиса)
Надутый,как (индюк)
Упрямый, как (осел)
Грязный, как (поросенок)
Небритый,как (еж)
Пучеглазый, как (лягушка)
Трещит,как (сорока)
Воркуют,как (голубки)
Грустные глаза, как у (коровы)
Порхает, как (бабочка)
Отгадайте шарады
Начало- нота,
Потом оленя украшение,
А в целом- место
Оживленного движения
(Дорога)
Первое –нота,
Второе- игра,
Целое встретиться у столяра.
(Долото)
Начало- голос птицы,
Конец- на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Картина)
Только два предлога,
А волос в них много.
(Ус)
Предлог стоит в моем начале,
В конце же загородный дом.
А целое – мы вас решили
И у доски, и за столом.
(Задача)
Написать мини- сочинение из пяти предложений «Мой ребенок»
В сочинении отразить характер вашего ребенка, интересы, любимые игры и занятия. Что вам в нем нравиться и что бы вы хотели изменить в ребенке.
Затем идет подсчет фишек и каждого родителя ожидает подарок - рисунок или поделка его ребенка. А сейчас мы предлагаем вам рекомендации по речевому развитию детей в домашних условиях. Раздаются памятки родителям. (см. Приложение)
Такое игровое собрание лучше закончит чаепитием.
Литература:
1. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» : Практические
материалы. - М. : ТЦ Сфера, 2012
2. Елжова Н. В. Работа с детьми и родителями в дошкольном
образовательном учреждении/ Н. В. Елжова. —Ростов н/ Д: Феникс, 2008
3. Кириллова Ю. В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего
и дошкольного возраста в ДОО--- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-- ПРЕСС»,2016.
4. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ
«Шаг на встречу».—СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-- ПРЕСС», 2012.
5. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных
способностей и речи дошкольников / под ред. Л. С. Викуленко, Н. В. Верещагиной. -- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-- ПРЕСС»,2014.
6. Шульгина Е. В, Третьяк Н. Н Развитие речевой активности
дошкольников в процессе работы над загадками. --СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-- ПРЕСС», 2011.
Приложение
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число, а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Развиваем познавательно - речевую сферу на кухне.
Появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам «Семья», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Здесь можно рассказать сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо готовите, какие действия при этом совершаете.
Назвать свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый т. д. ,задать ребенку соответствующие вопросы («Попробуй какой получился салат?», «Что мы еще можем положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Обязательно называть свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., показывать ребенку, что и как делаете. Ребенок должен повторять слова. Поручить ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом своей игрушечной посудой и продуктами, копирует слова и действия: готовит еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает о том, что он делает.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось», «Победи пару», «Кому что подходит», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
Отличное занятие для тренировки мелкой моторики- вместе лепить фигурки из теста. Рецепт теста легкий: вода, мука, соль, немного растительного масла. Тесто должно быть соленым, в таком случае малыш не пожелает его пробовать. Полученные фигурки можно раскрашивать, украшать пуговицами, крупой, макаронами и т. п.
Нанизывать разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложить малышу сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок.
Можно кормить червячка: червячок- это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становиться толстым и сытым.
-Сервируйте и украшайте вместе с ребенком стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, составить композиции: кораблик из огурца, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков овощей с сыром или фруктов. Такое занятие прекрасно развивает фантазию и воображение детей.
Развитее познавательно-речевой сферы в ванной.
Купания в ванной- это отличный и интересный способ завершения дня.
Все, что нужно делать- предложить интересные задания и эксперименты, а так же время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению. Спросить его, например: «Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?».
В играх с водой малыш освоит, что значит «полный» и «пустой», «объем», «глубина», «плотность материала» и т. п.
Для игр с водой пригодятся губки разных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть (игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камушки, ракушки, воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.
Все игры с ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положить пластиковый контейнер на воду. Положить в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружать вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объяснить ребенку, почему он пошел ко дну.
Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.
Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.
Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть дома в четырех стенах. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать речь малыша. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. То, какими словами ребенок будет называть предметы вокруг, напрямую зависит от родителей. Используя те или иные слова, интонацию мама учит малыша характеризовать ситуации и предметы вокруг правильно.
Во время прогулки старайтесь больше разговаривать с ребенком, называть все, что видите вокруг, обращать внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните, почему все так происходит. Малыш накапливает свой пассивный словарный запас, и придет время, когда он воспроизведет все, что услышал однажды.
В это время ребенку можно прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Осень», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Нефтеюганское районное
муниципальное дошкольное
образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Лесовичок»
День заботливых родителей
по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Родительское собрание «Играем вместе»
Выполнил:
Муначева Флорида Хамзовна
Воспитатель 1 категории