Светлана Обушенко
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения родительского собрания по теме «Готовимся к школе вместе»
Вступительное слово
Уважаемые родители! Совсем скоро Ваши дети пойдут в школу, для них начнется новый этап жизни, когда они будут не просто детьми, а учащимися первого класса. Быть первоклассником, значит научиться по-новому взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми, овладеть новыми видами деятельности, Поэтому очень важно подготовить ребенка к этому этапу его жизни. Готовность ребенка к школе – это необходимый и достаточный уровень развития психологической, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Для того чтобы ребенок был действительно хорошо и всесторонне подготовлен к обучению в школе, необходимо участие в этом процессе воспитателей, родителей, психологов. Таким образом, подготовка ребенка к школе является актуальным для всех нас, поэтому наше собрание посвящено этой теме. На нем Вы получите более подробную информацию по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, сможете проанализировать трудные ситуации, с которыми может столкнуться каждый из Вас, получите различные рекомендации, необходимые для развития способностей Вашего ребенка.
Публикация «Родительское собрание „Готовимся к школе вместе“» размещена в разделах
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Следует подчеркнуть, что одним из нравственно-волевых качеств является усидчивость, от которой зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжкое бремя.
Выступление психолога детского сада
Психологи в один голос утверждают, что внимательные и усидчивые дети во многом опережают своих сверстников. Но как же не упустить тот момент в развитии ребенка, когда эту усидчивость нужно развивать?
Развивая у ребенка усидчивость, вы, прежде всего, активизируете у него внимание и мыслительные процессы. Ребенок быстрее воспринимает получаемую информацию, учится ее анализировать и выделять для себя наиболее важные моменты.
Для многих родителей одним из самых тяжелых моментов в развитии усидчивости является этап подготовки к школе. И родители задаются вопросом, как подготовить ребенка к длительным урокам, как воспитать внимательность именно в этот период жизни малыша? Особенно эта проблема касается родителей, чей ребенок отличается гиперреактивностью.
Чтобы это время не было столь стрессовым для ребенка, стоит придерживаться определенных правил, которым дошкольник должен научиться следовать еще задолго до школы.
Установите строгий режим дня. Это поможет организовать ребенка, появится понимание неотвратимости действия. Допустим, в 9,00 подъем, в 13,00 обед, потом дневной сони прогулка на свежем воздухе, а в 21,00 отбой. И все это должно быть без возражений и корректировки распорядка дня. Ребенок должен понять, что так положено.
Нужно организовать в течении дня как можно большее подвижных игр, желательно на свежем воздухе, где ребенок смог бы вволю набегаться и накричаться, то есть дал бы выход своей энергии. Это может быть парк, лес, если есть возможность, чаще выбирайтесь за город.
Нужно поощрять игры, в которых требуется внимание и усидчивость. Таких игр множество, например, конструирование. Ребенок учится работать по образцу, начинает понимать – чтобы добиться результата, нужно хорошо потрудиться, стать более терпеливым и внимательным. В этом ребенку помогут и различные головоломки, которые содержат скрытый смысл, эта игра с аппликациями, вышиванием, сюжетно-ролевые игры, конструкторы.
Найдите в ребенке то, что его интересует и вызывает неподдельный интерес, и всячески развивайте это.
Ограничьте просмотр телевизора в пользу более интересных и полезных занятий.
Усидчивость появляется тогда, когда ребенок сосредоточен и внимателен. А он, как правило, сосредоточен и внимателен тогда, когда занимается интересным для него делом. Во многом проблема «усидчивости» в этом возрасте – это способность родителей увлечь детей, а не просто «обучать» их. Нужно учитывать, что в этом возрасте детям еще трудно управлять собой до такой степени, чтобы все было идеально с нашей, взрослой точки зрения.
Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Помните, какое задание было дано Золушке? «вот тебе два мешка фасоли: отдели черную от белой и поскорее» - это ведь тоже задание на формирование внимания и усидчивости. Вот и дома можно заниматься примерно тем же: разложить столовые приборы по ячейкам, одновременно считая их; разложить поглаженное белье в стопки и не перепутать носовые платки с полотенцами; и т. д. Хорошо помогает воспитанию усидчивые настольные игры, игры в конструктор и LEGO, то есть те игры, которые продолжаются определенное время. Доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути – это тоже воспитание не только волевых качеств, но и усидчивости.
Разбор ситуаций
Уважаемые родители, сейчас Вам предлагается разбиться на группы (3-4 человека в зависимости от количества присутствующих, каждая получит карточку с ситуацией и вопросом. (см. Приложение №1) Вам необходимо совместно найти ответ на предложенную ситуацию. После этого каждая группа зачитывает свою ситуацию и ее решение, затем психолог комментирует ответ. После того, как все выскажутся, психолог подводит итог.
Заключительное слово
Дошкольный возраст – самый замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет для себя новые роли, учиться жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, читать, тем лучше он будет подготовлен к школьной жизни. Но это абсолютно неверное представление. Лучшая подготовка к школе – это нормальные прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!» И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учиться строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психологические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
Уважаемы родители будущих первоклассников, первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но вы можете облегчить их, если своевременно позаботитесь о воспитании у детей нравственно-волевых качеств. Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформированы у него эти качества? Вы можете задать интересующие вас вопросы, на которые мы обязательно ответим.
Родителям предлагаются памятки и рекомендации по подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению (см. Приложение № 2)
Приложение № 1
Карточки с ситуациями
№1
Ситуация: Витя пришел в школу в 1 класс и не может поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются технические навыки – письма, владения ножницами, мячом и т. д. Ему просто не хватает внимания.
Вопрос: Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать его с самого начала ученической жизни?
№2
Ситуация: Петя 5 лет неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другие дела. Не умеет сосредоточиться. Мама беспокоится, как он будет учиться в школе?
Вопрос: Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы в школе?
№3
Ситуация: Разговор двух мам в автобусе: «Послушай, я обратила внимание, что моя Алена (6 лет) только и говорит «хочу», да «хочу», а ведь ей в этом году идти в школу, где одного «хочу» уже мало.
Вопрос: Обоснованы ли опасения мамы? Как должна измениться мотивация поведения ребенка данного возраста?
№4
Ситуация: На родительском собрании подготовительной к школе группе бабушка одного мальчика активно настаивает на том, чтобы ее внука не брали на прогулку, отстранили от участия в играх, так как у него слабое сердце. Она говорила, что ее внук умеет считать, писать, читать, что учиться ему будет легко.
Вопрос: Сможет ли мальчик активно учиться в школе?
№5
Ситуация: Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснения учителя. Пока домашнее задание представляло для него какой-то интерес и новизну, он хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял его. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.
Вопрос: Что служило причиной не успехов Сережи в школе? Как помочь мальчику хорошо учиться?
Приложение №2
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Делайте!
Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.
Радуйтесь своему ребенку.
Установите четкие и определенные требования к ребенку.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Сначала спрашивайте «что», а затем «зачем и почему».
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
Чаще хвалите ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления. О которых он мог бы рассказать
Старайтесь, чтобы ребенок, вместе с вами что-то делал по дому.
Играйте с ребенком в разные игры.
Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:
Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры
Занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка
Во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего
Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания
Обязательно поощрять победителя игры.