Юлия Зозина
Родительское собрание для родителей старших дошкольников «В каждом доме свои традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка.
Перед началом нашего разговора предлагаю расслабиться и поиграть.
Как вы думаете, что означает слово – семья?
Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми
(И. Даль).
Публикация «Родительское собрание для родителей старших дошкольников „В каждом доме свои традиции“» размещена в разделах
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте–ка их вспомним.
Я начинаю, а Вы - заканчиваете.
- В гостях хорошо, а …. (дома лучше)
- Не красна изба углами, а…. (красна пирогами)
- Каково на дому, таково и …. (самому)
- Дети не в тягость, а (в радость)
- Когда семья вместе, и …. (сердце на месте)
"Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребёнок начинает любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его
характера, здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьётся великая личность или, может быть, низкий проходимец " (И. А. Ильин)
Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье, дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. (З. Матейчик)
Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.
Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка - семье или д\с?
Приоритет в воспитании ребёнка, бесспорно принадлежит семье. Д\с
являются помощниками семьи, создавая необходимые " условия продолжения жизни ребёнка в семье ". Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.
Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.
Анализ анкетирования родителей.
А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши дети.
Итоги опроса детей.
Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под новый год, или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую ёлку. Это традиция – вместе с ребёнком посещать театры, музей, выставки. Это и совместные игры. Это и поздравления родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природе. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дня рождения ребенка.
Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребёнку для полноценного развития праздник необходим, как воздух.
Праздник для ребёнка не то, что для нас, взрослых. Праздник –это событие в детской жизни, и ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. К. Д. Ушинский писал: " Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники "
Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Как это ни странно, но детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребёнку на таком празднике скучно и обидно, о нём все забыли. Однако же если ребёнка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нём нескромность и развязность.
Нужно помнить и о том, что не следует против воли ребё нка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребёнок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет ему по игре или по фанту.
Желательно украшать квартиру или комнату к празднику. Это создаёт определённое настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.
По результатам опроса, все ребята очень любят День рождения потому что дарят подарки. Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребёнка, память, внимание. Хорошо дарить спортивные игрушки, игрушки для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребёнок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребёнка сфотографировать его одного или в
кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребёнка у двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год.
Чтобы день рождения запомнился ребёнку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребёнка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у Вашего ребёнка.
Хочется затронуть тему родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас - продолжатель своего рода. И корни каждого рода, уходят далеко в старину. И тот род силён, кто предков своих помнит и бережёт.
Знаете ли Вы, откуда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?
Кто придумал имя, которое Вы носите?
Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?
Будет очень хорошо, если в семье Вы начнёте собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите своё семейное древо – дерево Вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы должны и можем оставить после себя. Это будет Ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. Отведите в семейном альбоме лист для своего семейного дерева. Обязательно привлеките ребёнка к этой работе (пусть он, как может, вырезает фотографии, приклеивает, а Вы рассказывайте интересные истории о своих родственниках, так ребята лучше запомнят тех, с кем мало общаются) " Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости" (А. С. Пушкин).
Семейные архивы - это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почётные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили, а ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?
(семейный альбом)
Есть ли в Вашем доме семейный альбом? На этот вопрос ответили Ваши дети: В каждом доме есть семейный альбом. Семейный альбом – это
огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребёнку, с другой -загадочное и удивительное.
Когда Вы листали его в последний раз?
Дети смотрят семейные альбомы с интересом, но очень редко. А ведь отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание. Я задавала вопросы о бабушках и дедушках, их именах и местах проживания. Казалось бы, простые вопросы, а некоторые ребята затруднялись назвать даже имена, о чём это говорит? Задумайтесь, будут ли Ваши внуки знать, что - либо о Вас?
В своих анкетах некоторые из Вас рассказали об очень хорошей традиции выезжать за город, на дачу вместе с ребёнком!
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, даёт возможность хорошего общения с ребёнком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека.
Слушая голоса птиц, наблюдая за жизнью насекомых, любуясь красотой окружающей природы, можно провести с ребёнком игры природного содержания (" Угадай дерево по описанию ", " Живая и неживая природа ","Кто где живёт?", " С какого дерева лист? " и пр.) Можно предложить ребёнку нарисовать что-либо с натуры, прочитав подходящие к месту стихотворные строки, собрать природный материал : шишки, веточки, мох, а дома изготовить забавные поделки. Перекусить на природе после хорошей прогулки, наверное, не откажется ни один малыш. А взрослый не забудет забрать с собой мусор, приучая ребёнка тем самым правильно вести себя на природе.
Ещё одна замечательная традиция - посещение вместе с ребёнком музеев, театров, выставок.
Наши детки с родителями, в основном, ходят в кафе и по магазинам. Лишь некоторые назвали ДКР, цирк, дельфинарий, кукольный театр. Конечно же в нашем городе мест куда можно пойти отдохнуть, развлечься с ребёнком очень мало, поэтому не упускайте возможность выезжая в другие города или, когда видите афишу у нас в Печоре, посещайте вместе печорский краеведческий музей, выставки детских работ в библиотеках города. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то ещё не поздно начать, собирать какие либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музея, выставки. В результате чего у ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Наша задача – помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребёнка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
Скажите, в какие игры и как часто Вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?
Можно с уверенностью сказать: детство- это игра, игра – это детство. Игра помогает ребёнку подготовиться к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, почувствовать себя человеком среди людей, наполниться социальными эмоциями, переживаниями, представлениями. Игра должна стать традиционной в каждой семье. В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже имеет определённый багаж знаний и представлений о жизни людей в семье, в обществе, о взаимоотношениях людей. Играя с ребёнком, в непринуждённой форме, без нравоучений, мы все же учим его общаться, развиваем его речь, расширяем кругозор. Во время игры становитесь ребёнком, общайтесь на равных, поверьте в восторге будет не только ваше дитя, но и вы.
В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, любили и почитали Вас.