Глонти Елена Николаевна
Родительское собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет «Это русская сторонка»
▼ Скачать
Тема: «Это русская сторонка»
Повестка собрания:
Игра «Русская старина»
Цель: Пробудить любовь к Родине через знакомство с ее славным прошлым.
Задачи:
• Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность группы как активных субъектов.
• Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
• Развивать интерес к истории своей Родины.
• Знакомить с понятиями старинных слов.
• Познакомить с традициями русского народа.
Публикация «Родительское собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет „Это русская сторонка“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
• Вызвать интерес к красоте родной земли, пробудить добрые чуства.
Участники собрания-игры: родители воспитанников группы старшего дошкольного возраста от 5 до6 лет, дети.
Место проведения — игровая группы детского сада
Материалы и инструменты:
1. Русские народные костюмы для воспитателей.
2. Русские народные костюмы для 2 девочек: рубаха- исподница, сарафан, кокошник; рубаха, понева, душегрея.
3. Русские народные костюмы для 2 мальчиков: штаны (порты, косоворотка, кушак, лапти, штаны, сапоги, кафтан.)
4. Генеологические древа составленные родителями дома.
5. Домашняя утварь.
6. Самовары, скатерти, чашки, блюдца, леденцы на палочках, баранки.
Предварительная работа:
Оформить группу в виде русской народной избы.
Организовать выставку «Я и моя семья»: рисунки, фотографии, генеалогические древа; выставку русских народных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома, Жостово и др.) и русских народных игрушек.
Подготовить русские народные костюмы, которые будут представлять дети; предметы и атрибуты: леденцы на палочках, баранки, самовар, аудиозапись спокойной мелодии, призы. Организовать чаепитие.
Подборка методического материала, составление конспекта.
Организация родителей на собрание-игру.
Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
Подготовка демонстрационного материала.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
Для родителей:
1. Повышение уровня информированности родителей о традициях русского народа.
2. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы (активизация родителей).
3. Знакомы с понятием «Русская старина».
План:
1. Представление «Что для всех значит Родина».
2. Игра «Русская старина».
3. Обмен мнениями, впечатлениями.
4. Раздача памяток.
Ход собрания
(Педагоги в русских сарафанах выходят на середину «избы» и приветствуют родителей.)
Здравствуйте желанные гости!
Что стоите у порога на помосте?
Проходите в светелку за столы.
Обо всем по порядку да по чести и поговорим!
(Родители проходят в «русскую народную избу», рассаживаются за три стола, оформленные в русском народном стиле: утварь, самовары.)
Родина, Россия, родной край. Эти слова мы слышим с самого раннего детства. Родина-мать-так порой называют нашу страну. Почему так повелось? Да потому, что Родину, как и мать, не выбирают. Она достается всем по наследству. Родина-это место рождения нас и наших предков. Родина-это наши леса, поля и реки. Родина- это…
Вопрос родителям:
-Что для вас значит Родина?
Для каждого из вас Родина- это личное: любимые родные места, гордость за своих родных и близких, за свой народ и ощущение единства и неразрывности с окружающим. Но для того, чтобы быть частью Родины, Отечества, нужно знать ее культуру, историю. Традиции, уважать свое прошлое, узнавать свои истоки, окружить себя культурным полем.
Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи своего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков все это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дальнейшую жизнь.
Народные песни, колыбельные, хороводы, пословицы, поговорки, сказки, игры, игрушки и сегодня воспитывают наших детей, формируют нравственные качества и воспитывают чувства, которые мало поддаются измерению-любовь к своей Родине и гордость за нее.
В последние годы в детском саду много внимания стали уделять патриотическому воспитанию. И начинается оно с воспитания любви к своей семье, детскому саду, улице, на которой живет ребенок. Далее дети знакомятся со своим городом, краем, страной. Так постепенно ребенок начинает понимать, что он- часть великого русского народа. Мы в своей работе используем фольклор разных жанров: сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки и др. Знакомим детей с предметами русского народного быта: посудой, игрушками, мебелью и др., промыслами, костюмами, праздниками и традициями.
А чтобы познакомить ребенка с этим, важно самому узнать и понять русскую культуру, русское наследство и научиться разбираться во всем этом.
Игра «Русская старина»
Хорошо ли вы знаете русское народное творчество? Сумеете ли вы рассказать ребенку о русских народных сказках, приметах. Промыслах и др. ?
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Хоть и более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
Предлагаю вам принять участие в игре «Русская старина». Разделитесь, пожалуйста на три команды при помощи считалки. За каждый правильный ответ команда получает леденец на палочке.
1. Русский народный костюм.
(По спокойную музыку входят по очереди дети, одетые в русские народные костюмы. Воспитатель рассказывает о русских народных костюмах.)
По обычаям старинным в платьях все ходили длинных
И гостей встречать умели своих нарядов не жалели.
(Выходят две девочки в русских костюмах. На первой девочке-рубаха- исподница, сарафан, кокошник; на второй- рубаха, понева, душегрея.)
Эта часть костюма-не мужской кафтан.
Носит красна девица длинный (сарафан).
Ходит девица с косой. С непокрытой головой,
Красоте помошник, расписной (кокошнмк).
Вопросы командам:
-Кто носил кокошник? (Кокошник носили замужние женщины.)
- Не зря говорили: «Сарафан на крестьяночке-заря, кокошник-солнышко, лебединому крылу под стать». А на этой девице- рубаха, понева, душегрея.
-Что такое понева? (Домотканная длинная прямая юбка с разрезом по бокам.)
С давних пор красадевицы- не румяна, не ресницы,
Всюду русская краса-с лентой длинная коса.
(Выходят мальчики. На первом плане-штаны (порты, косоворотка, кушак, лапти. На втором-штаны, сапоги, кафтан.)
-Кто на Руси носил лапти, а кто сапоги? (Бедные носили лапти, а богатые-сапоги.)
Лапти-самая древняя обувь на Руси. Они были и мужской и женской обувью. Материал для лаптей был всегда под рукой, их плели из внутренней части коры липы-лыка, стоили лапти три копейки, а сапоги аж несколько рублей. В горячую летнюю пору хватало лаптей на четыре дня, а в зимнюю на десять дней. Отсюда пошла у крестьян пословица: «В дорогу идти- пять пар лаптей плести».
Зимы в России были лютые, поэтому русский люд шил себе зимнюю одежду. Шубы шили из разного меха.
-Из какого меха носили шубы бедные, среднее сословие и богатые? (Бедные носили шубы овчинные, заячьи, собачьи; Среднее сословие-белечьи, куньи; Богатые- лисьи, собольи.)
Богатый купец говорил в то время: «Наш чин не любит овчин».
(Далее дети-мальчики и девочки- в русских костюмах исполняют частушки про одежду.)
Ворот вышит, а застежка сбоку подбородка-
Всем наряд известен этот как косоворотка.
Сидит Ваня на березе-новая рубашка.
На головке сапожок, на ноге фуражка.
Рвала Дуня лапушок, да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан и наряден и неткан.
Выйду, выйду поплясать в новеньких ботинках,
Все ребята говорят, что я как картинка.
Меня батенька обидел, сапоги больши купил,
Сапоги больши купил, чтоб я к Дуне не ходил.
2. Семья, семейные традиции.
«Кто я?», «Какое место я занимаю в этом мире?».
Роль семьи в становлении своего я очень важна. Когда-то В. Гюго сказал: «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки». А какие мы? Заглянем в свою родословную, попытаемся узнать, понять наших предков. Какой я, какая моя семья? Генеалогическое древо представили несколько семей. Это вы увидели на выставке «Я и моя семья». Мы часто слышим от своих знакомых и родственников слова «деверь», «золовка» и т. д. и знаем, что они означают определенные отношения родства.
Вопросы к командам:
-Кто такой шурин? (брат жены.)
-Кто такая заловка? (Сестра мужа.)
-Кто такие нетий и нестра? (До 11 века в Древней Руси так называли племянника и племянницу, теперь в русском языке таких слов нет.)
2. Фолклор.
День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворящего источника-слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.
Задания командам:
-Напишите за одну минуту названия русских сказок.
--Напишите имена наиболее известных персонажей русских народных сказок. (Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Емеля, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба –яга, Кощей Бессмертный.)
В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова. А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?
-Что означают слова: баской, браный, година, живот, жито, лодом, орать, пролеть, радеть, седмица?
(Баской-нарядный, красивый. Браный-узорчатый (о ткани). Година-хорошая погода. Живот-жизнь. Жито-всякий хлеб в зерне или на корню. Ладом-хорошо. Орать-пахать. Пролеть - начало лета. Радеть-стараться, заботиться. Седмица-неделя.)
-Изобразите с помощью пантомимы пословицы. Участники другой команды должны догадаться, что это за пословицы.
.Дареному коню в зубы не смотрят.
.Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
.Одна голова хорошо, а две лучше.
-Отгадайте русские загадки:
.Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (Жизнь.)
.Чувство, которое любого красит. (Стыд.)
.Шарю-пошарю, в угол встану. (Веник.)
.Страна без людей, города без домов, моря без воды. (Карта.)
.Всех кормлю с охотою, а сама без ротая. (Ложка.)
.Что не сеяно родится. (Трава.)
.Зимой нет теплей, а летом холодней. (Печка.)
.Стоит баба на юру, руками машет, а что съест, тем и люди сыты. (Мельница.)
4. Народный календарь.
Интересный способ, который помогает нам связаться с прошлым и настоящим нашего народа -народный календарь. Это большой и богатый жизненный опыт наших предков, их память, жизнь полная таинств и загадок, их филосовские суждения. Это наша жизнь и жизнь наших детей. Но народный календарь- не обязательное строгое расписание природы и погоды. Это народное описание событий, явлений, периодов года.
Вопросы командам:
-Какой месяц в Древней Руси называли просинец? (Январь.)
-Сороки. Сорок сороков. Сорок мучеников. В этот день прилетают сорок птиц, и первая из них-жаворонок. Поэтому хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков «сороки-святые –колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами:
Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся подобру-поздорову!
Назовите этот день. (22 марта.)
-В ночь на этот праздник на берегах рек и озер обычно разжигали обрядовые костры, через которые бросали венки, прыгали, купались в озере, реке, обливались водой. С этого дня начинали заготавливать березовые веники для бань. Назовите этот день. (Иван Купала-7 июля)
-Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица.)
-В этом месяце их три: медовый, хлебный (ореховый, яблочный. (Спас.)
5. Домашняя утварь, обычаи стола.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости- на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Все лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила:Что есть в печи-все на стол мечи.
-Умей в гости звать, умей и угощать.
-Хоть худо живем, да тот же хлеб жуем.
-Где щи да каша, там и место наше.
Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда-все это русский человек не забывал, где бы он не находился.
Вопросы к командам:
-Что за посудина такая-скопарь? (На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головы птицы или коня.)
-Зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? (В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда особенно были сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную силу.)
-Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз, почему? (Ложка, повернутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)
Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в игре. Мы надеемся, что сегодня в вас пробудилась любовь к Родине через знакомство с ее славным прошлым. Передавайте эту любовь вашим детям. Пусть они постепенно познают красоту родной земли, все сильнее и сильнее привязываются сердцем к ней. И пусть эта привязанность рождает в них самые добрые чувства.
(Педагоги подводят итоги, награждают команду-победителя, раздают памятки, делятся впечатлениями и приглашают всех за столы на чаепитие.)