ольга зубкова
Родительское собрание для родителей детей, посещающих подготовительные группы «Готовимся к школе вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Готовимся к школе вместе».
Время проведения: сентябрь.
Форма проведения: встреча.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
План проведения:
1. Вступительное слово (введение в проблему). Старший воспитатель.
Публикация «Родительское собрание для родителей детей, посещающих подготовительные группы „Готовимся к школе вместе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
2. Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе «А вам пора в школу?».
3. Выступление старшей медицинской сестры «О вопросах здоровья».
4. Полезные советы и рекомендации. Памятка «Что должен уметь ребенок к 1 сентября?».
5. Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия
1. Оформление памяток «Рекомендации родителям» (приложение 1, «Что должен уметь ребенок к 1 сентября?», «Мудрые советы».
2. Оформление компонентов готовности ребенка к школе.
3. Организация выставок методической литературы и дидактических игр по теме собрания.
Вступительное слово ведущего:
Тема родительского собрания «Школьная готовность» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. Психолого-педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности : физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной.
Этап социологического исследования
Ведущий: С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены - он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций. Главное — у них формируется внутренняя готовность быть учеником : они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.
Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ваш малыш стать первоклассником. А вам пора в школу?
(Далее следует выступление старшего воспитателя, а родители анализируют и делают выводы.)
Этап педагогического всеобуча
Ведущий: Современная специальная литература дает нам множество советов - как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.
Поэтому очень важно не исказить веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой водичкой» облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытывать себя.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем ранее самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Что же должен уметь ребенок к 1 сентября?
Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно одеваться и раздеваться.
Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.
Научите ребенка убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.
Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как - со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.
Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни наших прекрасных композиторов – все эти произведения воспевают добро, дружбу, честность, порядочность.
В настоящее время школа не требует специальных знаний, а вот знания предметные, зрительные – как выглядит мир, животные, растения и т. д. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
Если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации.
А сейчас мне хотелось бы дать несколько практических советов, как определить, готов ли ваш ребенок к школе?
1. Мотивационная готовность. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу - обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
2. Волевая готовность.
Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю - ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.
Волю можно тренировать в игре - пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость, хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, ну и некоторые подвижные игры.
Занятия зарядкой по утрам в строго определенное время тоже способствуют развитию волевых качеств.
3. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Затем попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.
Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина - мужчина, река - море - океан и т. д. Предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.
Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.
Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки (например, шкаф, кресло, стул, тарелка). На трех из них предметы, которые можно объединить в одну группу - мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому эта картинка «лишняя». Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки». Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «найди 10 отличий» также подходят для развития памяти.
Процедура диагностики психологической готовности ребенка к школе в нашем детском саду проводится психологом ЦПСС.
Выступление старшей медицинской сестры «О вопросах здоровья».
Заключительное слово ведущего
Ведущий: Школьная готовность - это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки, ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще — она-то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко - порой даже полуосознанно - ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой - не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.
Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.
Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».
(Раздает родителям памятки с мудрыми советами.)