Наталья Волобуева
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая готовность к школе.
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Нарушения чтения и письма часто являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Важно помнить, что стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом.
Публикация «Родительское собрание для родителей будущих первоклассников „Речевая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Чем лучше у него будет развита устная речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Для этого у детей до начала обу-чения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Ребенок должен правильно произносить все звуки речи. На письме мо-гут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лы-ба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.
3. Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и сло-говой наполняемостью. Шести-семилетний ребенок умеет безошибочно произ-носить слова типа: велосипедист, кораблекрушение, экскурсовод и т. п.
4. Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуа-ции.
Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как прого-варивает.
5. Ребенок должен уметь проводить фонематический анализ. Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга (так называемых оппозиционных фонем) : наличием или отсутствием голоса (глухие — звонкие, мягкостью или твердостью произнесения и др. В таких случаях, например, ребенок воспринимает пары слов «коза — коса», «бочка — почка», «бабочка — папочка» как одинаково звучащие. Подобные нарушения препятствуют становлению правильного звукопроизношения и приводят к систематическим заменам соответствующих букв в письме.
6. Довольно часто после нескольких лет обучения ребенок устный фоне-матический анализ производит уже безукоризненно, а на письме продолжает допускать специфические ошибки. Это происходит в связи с несформированно-стью функций языкового анализа и синтеза.
Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной по-следовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом
7. Ребенок должен:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов ( например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова ( например: длинноногий);
- подбирать синонимы и антонимы ( например: храбрый – смелый – отваж-ный, легкий-тяжелый и пр.). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
Увеличивайте словарный запас ребенка: игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье. Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий».
8. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и слово-образования:
- изменять существительные по падежам и числам ( например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, паде-же ( например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными ( например: один ка-рандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы ( например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.).
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увели-чительных суффиксов ( например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок ( например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от су-ществительных ( например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокой-ным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова.
9. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоя-щие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволя-ют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Фактически детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистически новым жанром построения высказываний. Дети учатся владеть письменной речью как средством общения и способом изложения собственных мыслей.
Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа. Если вам трудно что-то при-думать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (слож-ные, слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка сле-зы лил?», внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Ребенок только что по-смотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности;
- составлять рассказ по серии сюжетных картин, предварительно разло-женных в правильном порядке (установление логических и причинно-следственных связей).
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
10. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нару-шениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной работы по исправ-лению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно ус-ваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
Проверьте состояние речи Вашего ребенка. Пока у вас ещё есть время, все в ваших руках. Вы можете научить ребенка необходимым навыкам самостоя-тельно, получив консультацию специалиста, или обратиться за помощью к профессионалам. Если же к началу учебного года у ребенка сохранится грубое недоразвитие тех или иных речевых компонентов, его могут пригласить на специальные коррекционные логопедические занятия по коррекции устной речи, профилактической работе по предупреждению нарушений чтения и письма. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!