Приложение МААМ

Родительское собрание «Детские капризы и упрямство детей 2–3 лет» в форме круглого стола

Меньшенина Ольга
Родительское собрание «Детские капризы и упрямство детей 2–3 лет» в форме круглого стола
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание «Детские капризы и упрямство»

Воспитатель: Меньшенина О. Н.

Форма собрания – круглый стол.

Цель собрания: поиск совместных путей решения проблем воспитания.

Задачи собрания: обогащать родителей педагогическими знаниями, вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать желание поделиться опытом воспитания, создать положительный эмоциональный настрой.

Подготовительная работа:

• анкетирование «Почему капризничает мой ребёнок»

• оформить памятки.

Вступительное слово:

Добрый вечер уважаемые родители!

Я рада сегодняшней встрече.

Спасибо, что вы смогли посетить наше собрание

Темочки:

Давайте встанем в круг и выполним следующее упражнение

«Поменяйтесь местами те, кто…- водит в детский сад девочек

-сделайте шаг вперед те кто водит в детский сад мальчиков

Помашите рукой, те у кого двое детей

Постучите соседа логоточками те - у кого хоть раз капризничал ребенок.

Прошу присесть в наш круг

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что такое каприз и упрямство, о том, как разобраться в причинах капризов.

Прошу вас пройти начать я хочу со стихотворения автора Натальи Анишиной

Меня никто не понимает!

И слёзы катятся из глаз.

И от того я громко плачу,

Хочу, чтоб поняли сейчас!

Хочу, чтоб просто приласкали,

Хочу, чтоб на руках таскали!

Хочу, чтоб часто целовали!

И никогда бы не ругали!

Хочу, чтоб спать не заставляли!

И чтоб играли все со мной!

Игрушек много покупали

И говорили: «Зайчик мой!»

Прежде всего необходимо определить, что же такое капризы?

Возьмите ручки и листочки, продолжите фразу

Проводится игра «Слово – эстафета» «Капризы – это».

Мы пришли к выводу Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод. Это когда ребёнок понимает «нельзя», но настаивает.

С точки зрения педагогики Каприз – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики".

А вот Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников.

Упрямство – особенность поведения, в устойчивых формах – черта характера; выступает как дефект волевой сферы человека, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. У детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 – 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется.

И упрямство и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении.

Обобщение: Хотя понятия «капризы и упрямство» родственные, у них есть некоторые отличия:

УПРЯМСТВО КАПРИЗНОСТЬ

Главное в поведении Ребёнок не уступает взрослому, пытается настоять на своём, отстаивает своё желание, цель. Начинает плакать и кричать, своего варианта развития событий не предлагает.

Излюбленное выражение Я хочу Я не хочу

Усугубляет поведение Настойчивые строгие приказы;

Раздражённый голос, крик;

Угрозы. Взрослый идёт на поводу у ребёнка, уступает его желаниям.

Взрослый старается всё за ребёнка, предлагает всё в готовом виде.

Вопрос родителям:

Что может быть причинами капризов:

Выводы: Причины появления капризов:

1. Особенности психического развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости. В норме естественным (хотя и необязательным) является учащение капризов в периоды возрастных кризисов, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.

2. Смена обстановки. Например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества — бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Недостаток родительской любви — пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.

3. Различие природных темпераментов ребенка и взрослых. Часто родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.

4. Признак или следствие физического недомогания. Ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не могут чувствовать так, как чувствуют взрослые, что происходит в организме. Капризы могут быть и на этапе выздоровления ребенка. Когда он уже хочет принимать активное участие в подвижных играх, а ему еще нельзя, необходимо продолжать лечение. Он этого не осознает и начинает капризничать.

5. Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.

6. Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека. Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, любви. Особенно часто капризы по этой причине встречаются у тех детей, которые окружены излишней заботой и вниманием. Этим малыши начинают злоупотреблять уже на бессознательном уровне.

7. Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений. Подобная реакция может возникнуть, если запрет касается свободы ребенка. Подумайте, сколько раз за день он слышит: «Не бегай, не вертись, не ползай, не шали!»

8. Самоутверждение. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Он должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.

9. Заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требовании к нему (так называемые "капризы баловня").

10. Безразличное (мало эмоциональное) или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам поведения и действиям ребенка, отсутствие четкой системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного")

А сейчас мы перейдем к практической части

Разделимся на две группы. Необходимо прочитать ситуацию, обсудить в группу, определить каприз или упрямство проявляет ребенок.

На ваше рассмотрение предлагаются две ситуации. Задание. Определить капризный или упрямый ребенок. Пояснить.

1. Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчает этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит. Вкусно пахнет. Но Миша не доволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, -и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот.».

2. А во т как ведет себя капризная Таня.

Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Таня с недовольным видом отворачивается от стола : «Не хочу суп!»

Бабушка (всплеснув руками). Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет.

Танечка. Я не люблю теплый. Я вообще не хочу. (Суп остывает)

Таня (опускает в суп ложку). Фу, пенка. Я не люблю пенку, у меня она в горле застревает.

Бабушка (в отчаянии). Ну, что же ты будешь?

Таня. Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб)

Бабушка (не может этого вынести). Таня, давай положим в суп вермишели. Ты сама насыплешь, и будет вкусно- вкусно.

Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня насыпает в него вермишель, ей это интересно, она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут.» Бабушка воодушевлена - ей, может быть, удастся уговорить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал: «Я не хочу суп, я не люблю суп». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку – все бесполезно. Таня отворачивается, плачет. Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого суп убирается, и та же история повторяется с курицей.

Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2 часов, а бабушка и внучка выходят из-за стола совершенно измученные. Не наевшаяся девочка не может уснуть после обеда, переутомляется и капризничает еще больше.

- Ваше мнение, родители? Какие ошибки допущены взрослыми в данных ситуациях? (Ответы родителей)

Обобщение: Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже увидела, что Миша сильно рассердился, лучше было частично пойти ему на встречу. Разрешить, например, отпить глоток компота до еды. Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед».

А со стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка решиться на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа, либо уговорить ее съесть, но никак не идти у нее на поводу. Более эффективен был бы первый вариант, но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно исправить характер капризного ребенка, разве что удается избежать именно этих обеденных сцен.

Вопрос родителям? Как преодолеть капризы и упрямство?

Итак,чтобы Преодолеть капризы нужно, чтобы все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку, вырвутся от капризного ребёнка: то есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной деятельности со взрослыми.

Хочу вас ознакомить с Рекомендациями: «Как справиться с детскими капризами и упрямством»

1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)

2. Не завышайте требований к своему ребенку.

3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.

4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.

5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.

6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.

7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.

8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»).

9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.

10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.

11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена, ребенок может быть лишен чего-либо.

12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.

13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.

14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

Хочется сказать, каждый ребенок индивидуален.

Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Включается легкая музыка. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя своего ребенка. На каждом лучике нужно написать все самые лучшие качества своего ребенка. Участники показывают всем свое солнце и рассказывают о своем рисунке. Родители забирают свой рисунок домой, и дополняют его новыми лучиками и новыми качествами.

А сейчас вы получите смайлики

Если вы Сегодня я узнал (-а, новое и вам стало понятна разница между капризами и упрямством, то поднимите зеленый смайлик.

Если вам было не интересно, ничего нового не узнали, то поднимите красный смайлик

4. Я хочу пожелать___

Анкета для родителей 1. В чём отличие капризов от упрямства?

2. Как, по-вашему, почему ребёнок бывает капризным и упрямым?

3. Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у детей?

4. Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?

5. В чём проявляются капризы вашего ребёнка?

6. Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает?

7. Как вам удаётся преодолеть капризы и упрямство?

8. Какую тему Вы хотели бы обсудить на следующем собрании, какие вопросы Вас интересуют?

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей» Что необходимо знать? Период упрямства у детей начинается примерно с двух лет. Но есть дети, которые начинают упрямиться даже в первый год.

Консультация для родителей «Упрямство и капризы» Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает – на то и другое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Детские капризы и упрямство детей 2–3 лет» в форме круглого стола
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 17:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Детские капризы и упрямство детей 2–3 лет» в форме круглого стола» (включая файлы) размещена пользователем Меньшенина Ольга (УИ 284662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД