Татьяна Максимова
Родительское собрание в старшей группе «Готовимся к школе вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5, города Хвалынска
Методическая разработка.
Тема: «Готовимся к школе вместе».
Максимова Татьяна Петровна. Воспитатель.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Готовимся к школе вместе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Эпиграф: «Приступая к обучению ребёнка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днём и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяши приносят более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет».
(К. Ушинский.)
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка посвящается теме: «Готовимся к школе вместе». Цель методической разработки: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого - педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
Предварительная работа:
Предварительное анкетирование родителей.
Приготовить для каждого родителя памятку «Как воспитать у ребёнка самостоятельность», «Советы родителям».
Расположить в вестибюле почтовый ящик «Вы спрашивали - мы отвечаем». Предложить задать вопросы по подготовке ребёнка к школе.
План проведения:
1. Вступительное слово (введение в проблему).
2. Игра «Хорошо учиться».
3. Устный журнал по темам: «Что является важным по подготовке ребёнка к школе», «Какими качествами должен обладать первоклассник?», «Какие упражнения необходимы для подготовке к письму?».
4. Игра «Семицветик».
5. Ситуативный разговор «Вы спрашивали – мы отвечаем». По результатам анкетирования педагогом выявляются наиболее важные и острые вопросы и предлагаются пути их решения.
Ход собрания.
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребёнок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдёт в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение и тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребё нка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Как сложится обучение ребёнка в первом классе, во многом зависит от наших усилий. Теперь в его жизни самое главное – учёба, образовательная деятельность. Он отвечает за неё перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится его главной целью. Как встретится ребёнок со школой, во многом зависит от того, какое отношение к школе у него сложится, какие знания у него будут сформированы.
А сейчас мне бы хотелось услышать от вас ответ на такой вот вопрос, что по- вашему значит «хорошо учиться….».
Игра «Хорошо учиться….».
Содержание игры: ведущий по очереди бросает мяч, каждому из родителей, произнося каждый раз начало предложения. Для меня выражение «хорошо учиться» означает… И родители по очереди отвечают на заданный вопрос.
Вопрос: что является важным в подготовке к школе?
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Учёные выделяют различные виды готовности к школе. Прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка уже к моменту поступления в школу должны быть сформированы психологические черты, присущие школьнику. Итогом в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психологического развития с тем,что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника, как не соответствующее его возросшим возможностям, перестаёт удовлетворяться тем способам приобщения к жизни взрослых, который ему даёт игра. Он психологически перерастает игру и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладает внешние атрибуты школьной жизни : звонки, перемены, отметки то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нём выражено стремление ребёнка изменить своё место в обществе, положение среди других людей. Важная сторона психологической готовности ребёнка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходиться включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она ещё не достигает полного развития. Ребёнку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и т. д.
Вопрос: Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?
Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.
1. Физическое здоровье ребёнка.
2. Развитый интеллект ребёнка.
3. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение читать и считать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.
Важно заметить, что это нравственно – волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых завит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что даётся им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться. Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному году ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения или сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь его пересказать, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: " Что больше - один или два? " не может ответить. Часто дети дома пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позволяете ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; "измеряйте" глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.
Вопрос: Какие упражнения необходимы для подготовки руки к письму?
Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров. При этом ребёнок практически осваивает изображение различных элементов узора, приёмы расположения элементов на плоскости, учиться правильно определять линии и движение руки, развивает глазомер. Дети с удовольствием любят рисовать дома, то что наблюдают в своём социальном окружении и любят придумывать и поэтому поддерживайте инициативу ребёнка, в изображении какого – то предмета. Если ребёнок показывает кляксу и с восхищением говорит, что это ёжик упал в лужу, то не нужно его за это ругать, а попросить рассказать, что за история произошла с этим ёжиком. Ребёнок не имея больших навыков в рисовании, может домысливать рисунок, поэтому с большим удовольствием сочиняет свою собственную сказку. Включайтесь в любую деятельность вместе с ребёнком, помогайте ему и поддерживайте. Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать альбомы – раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребёнка на то, чтобы изображение было окрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно. Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов. Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных узоров: овалов, линий, треугольников, крючков.
Игра «Семицветик».
Содержание игры.
Родителям раздаются лепестки на которых написано начало предложения. Задание нужно прочитать начало предложения и закончить его.
1. С поступлением моего ребёнка в школу я мечтаю, чтобы….
2. С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится…
3. Когда ребёнок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит…
4. Главное в учебной деятельности ребёнка это…
5. Готовность моего ребёнка к школе я оцениваю по тому, как…
6. В моём понимании хорошо учиться – это…
7. Я мог бы оказать моему ребёнку помощь, такую как…
Решение родительского собрания :
1. Обьединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. д.)
3. Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом по желанию.
4. Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно – досуговой и спортивной направленности.
5. Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.
Список использованных источников:
С. В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. (Москва. «Вако». 2010)
С. В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. (Москва. «Вако». 2011)