Елена Ермоленко
Родительское собрание «Наши дети как отражение нас самих»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши дети – как отражение нас самих»
Цель: формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребенка
Задачи:
1 Создать условия для активного взаимодействия с родителями на основе доверительных отношений.
2 Повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.
Публикация «Родительское собрание „Наши дети как отражение нас самих“» размещена в разделах
3 Заинтересовать родителей полученными результатами, заставить их задуматься.
4 Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Материалы: фишки красного, желтого, синего цветов; листочки бумаги; ручки. Памятка «Искусство наказывать и прощать».
Повестка собрания :
1. Вступительное слово воспитателя
2. Игра «Правила»
3. Работа по развитию рефлексии собственных воспитательных приемов.
4. Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?»
5. Практическое задание «В лучах родительского солнца».
6. Упражнение «Идеальный родитель».
7. Заключительная часть. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя.
Здравствуйте уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о наших детях. Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? На эти вопросы у каждого будет свой ответ, и как правильно мы ответим на поставленные вопросы, будет зависеть от нашего желания и умения.
Наши дети самые лучшие, самые воспитанные, но откуда берется в них черствость, безразличие, грубость, неуважительность к нам. Существуют ли в наше время секреты воспитания? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.
2. Игра «Правила».
Сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета:
Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
Аккуратно складывает одежду.
Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
Не вмешивается в разговор без надобности.
При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
Умеет дружно играть с другими детьми.
Не капризничает, не выражает свои требования криком.
Не дерется с другими детьми.
Вывод: посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
3. Работа по развитию рефлексии собственных воспитательных приемов.
Уважаемые родители! Давайте вместе с вами рассмотрим несколько ситуаций из жизни:
Ситуация 1. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?
Вывод: необходимо выслушать все стороны конфликтной ситуации и лишь потом делать выводы и принимать меры.
Ситуация 2. Мальчик был наказан. Он подрался в группе с ребятами. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил смотреть мультфильмы и играть в компьютер. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отменить наказание. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
Ситуация 3. В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.
4. Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?»
Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только количество ответов «могу».
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
- Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Захотели бы вы его себе купить?
- Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» - это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советуем обратиться к психологам, специальной литературе.
Обобщение. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.
Одним из важных условий воспитания культуры поведения ребёнка является единство требований взрослых к ребёнку. На первый взгляд достичь её несложно, но реалии современной жизни на каждом шагу показывают, например, что в детском саду требования одни, у мамы – другие, а бабушка может позволить себе третьи.
Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.
Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
5. Практическое задание «В лучах родительского солнца»
Возьмите желтую цветную бумагу, вырежьте солнышко с лучами, приклейте его на белый альбомный лист. В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.
Согревайте добрыми словами и делами своих детей каждый день.
Притча о гвоздях
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он смог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвё л к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
6. Упражнение «Идеальный родитель».
Мы уже начали говорить о том, что важная роль в воспитании отводится родителям. Давайте составим сборный портрет «идеального родителя».
Родителям предлагается составить сборный портрет «идеального родителя». Ведущий просит называть качества, которыми должен, на их взгляд, обладать идеальный родитель. Записываются все качества, не обсуждая. Затем, когда предложений больше не поступает, ведущий зачитывает описание идеального родителя.
Далее родителям показывают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, чем дальше от центра, тем дальше от идеала.
Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю. Отмечают инициалами. Упражнение проходит без комментариев.
7. Рефлексия «Чудесная сумка».
Педагог предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков.
Воспитатель: Уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи и приклеить стикер в том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями:
• Собрание для меня было полезным, узнал (ла) много нового.
• Ничего нового для меня не было, время потрачено зря.
• Воспитывать ребенка важно для нашей семьи.
• Есть над чем подумать, что изменить в отношениях с ребенком.
• У нас отличные отношения в семье, я сегодня это подтвердил (ла).
В конце, родителям раздаются памятки.
Памятка «Искусство наказывать и прощать»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
3. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
4. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
5. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
6. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
7. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
8. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
• Суета, беготня - ребенок дает выход энергии.
.