Татьяна Полькина
Родительское собрание в ДОУ с участием детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: повышение педагогической культуры родителей, расширение их представлений по вопросам воспитания, развития ребенка в семье и дошкольном учреждении.
Задачи:
- формировать доверительные и доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями;
- способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями;
Публикация «Родительское собрание в ДОУ с участием детей» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада.
Форма проведения: встреча.
План проведения.
1. Открытие родительского собрания :
- выступление детей;
- вступительное слово ведущего.
2. Практическая часть собрания.
3. Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Ход мероприятия.
1. Подготовительный этап.
1. Разработка сценария родительского собрания.
2. Оформление приглашения на собрание.
3. Разучивание с детьми стихотворений.
4. Необходимое оборудование и материалы для проведения собрания :
-музыкальный центр и аудиокассета;
-листы бумаги с предложениями для игры;
-воздушные шарики;
-почтовый ящик.
1
2. Организационный этап.
Пока родители собираются, тихо звучит запись песни: «Взрослые и дети»; стулья расставлены полукругом.
3. Вступительный этап собрания.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас! Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Ведущий: Отвели ребенка в сад-
Мама рада, папа рад:
Не мешает им никто, делать это, делать то!
1 ребенок: Можно спать до десяти,
На прогулку не идти,
Нож забыть на видном месте.
Выпить кофе граммов двести.
2 ребенок: Можно что-то посмотреть,
Кроме «Маша и медведь»!
На базар сходить за сыром.
И убрать всю-всю квартиру!
Ведущий: Час прошел и два и три,
Что-то тягостно внутри.
Без ребенка в доме пусто,
Без ребенка в доме грустно.
3 ребенок: Ну-ка папа, быстро в сад,
Возвращай дитя назад!
И опять дрожит весь дом…
Завтра снова поведем!
4 ребенок: Папа, папа, расскажи,
Как сбываются мечты?
Как жениться по любви?
Как добраться до звезды?
2
Родитель : Как, да как, ну что пристал?
Ты еще совсем так мал,
Кушай кашку, больше спи,
И расти, расти, расти!
Ведущий: Идея взаимной ответственности педагогов и родителей получила свое отражение в законе «Об образовании», где прописано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Родители и педагоги партнеры в воспитании ребенка, причем равноправные партнеры. Именно сотрудничество позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях.
4. Практический этап собрания.
1) Решение педагогических ситуаций:
Ситуация 1. Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно приговаривая:
- Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза!
Воспитатель, заметив это, говорит:
- Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку.
Но девочка не слушает ее, возражает:
- А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.
Вопросы: Объясните действия ребенка в игре, основываясь на особенностях, характерных для детей дошкольного возраста. Назовите их. Какую роль в воспитании ребенка играют такие его особенности, как подражательность, стремление быть похожим на близких?
Важно подчеркнуть. Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию (повторяет их жесты, подражает их поступкам). Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит возле себя положительные примеры поведения взрослых и сверстников.
3
Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, т. к. ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Ведь ему так хочется быть большим, походить на близких! Так, как поступают они, всегда для него является примером.
Ситуация 2. Слава 5 лет вместе с мамой вошли в кабинет заведующей детским садом. Он впервые поступает в детский сад. Еще в дверях он здоровается и с интересом оглядывается по сторонам. Слава «не слышит» вопросов заведующей, обращенных к нему, он без спроса хватает документы, берет со стола ручку, пытается открыть шкаф, поминутно спрашивает: «Это для чего?», «Зачем это?», «Это чье?»
Мать, краснея за поведения сына, рассказывает, что он непослушный, непоседливый.
- Построже с ним, пожалуйста, мы часто его наказываем, но никаких результатов. Трудный он у нас!
Первое время в детском саду Слава отнимал у детей игрушки, обижал ребят даже старше по возрасту. Воспитателю подчинялся с трудом, оставаясь «глухим» к ее указаниям. Недисциплинированность мальчика плохо влияла на других детей. Пытались делать ему замечания в мягкой форме:
- Слава так делать нельзя. Но Слава делал по- своему.
Воспитатель, наблюдая за мальчиком, видел, что, когда он занят каким-либо увлекательным делом, меньше шалит, поведение его более уравновешенное. Но без занятий его кипучая энергия проявляется в шалостях. Воспитатель пришел к заключению, для того чтобы нормализовать поведение мальчика, надо, чтобы он был занят целесообразной деятельностью.
И в детском саду, и дома Слава теперь постоянно чем-то занят. Воспитатель называет его своим помощником, и он гордится этим званием…
4
Конечно, нормализовалось поведение Славы не сразу, он иногда срывался, обижал других детей. Однако найти меры воздействия на него теперь было уже значительно легче. Если воспитатель говорил ему: «Слава, ведь я считала тебя своим помощником, а какой же ты помощник, если так ведешь себя?», то мальчик обычно притихал…
Вопросы: В чем, по вашему мнению, заключалась ошибка родителей в подходе к ребенку? Почему мать считала его трудным? Сравните приемы воздействия на Славу со стороны родителей и воспитателей. На чем основывался подход педагога к ребенку?
Важно подчеркнуть. Из приведенного примера видно, насколько важно знать индивидуальные особенности ребенка и, опираясь на них, определить подход к нему.
Дети неуравновешенные, у которых процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами, отличаются шумливостью, подвижностью, непоседливостью, они чаще всего шаловливы, драчливы, непослушны. Если по отношению к таким детям родители и воспитатели станут применять наказания за неумение себя сдерживать, то у них вырабатывается агрессивность, готовность к отпору, к самозащите. Они легко вступают в конфликты со сверстниками, с родителями, обижают слабых, нарушают установленный порядок. Это те, трудные дети, которые нередко дезорганизуют коллектив.
Родители недопонимают, что у таких детей надо тренировать тормозные процессы, формировать волевые черты посредством привлечения ребенка к спокойным играм, занятиям, трудовым поручениям, следить за тем, чтобы они были целесообразно заняты. Часто, выйдя из терпения, они прибегают к наказаниям. В этом-то и заключается их ошибка: особенно вредным воздействием на детей являются частые наказания, ограничивающие их свободу, активность. Наказания перегружают и без того слабый тормозной процесс и лишь усиливают возбудимость ребенка.
5
Ситуация 3. Пришла мама в детский сад за шестилетней Мариной. Девочка, выбежав ей навстречу, всматривается в ее лицо: какое у нее сегодня настроение?
Мама улыбается, и Марина здесь же в приемной выкладывает все события в группе за день. Да и по дороге есть о чем поговорить.
Иногда у мамы усталое лицо. В таком случае лучше помолчать…
Изредка Марина видит на лице мамы строгость, недовольство. Это очень серьезное обстоятельство: дочери предстоит отчитываться за свое поведение.
А сегодня мамино лицо радостное, и Марина тут же догадывается:
- Наверное, папа приехал из командировки?
- Почему ты так думаешь?
- У тебя в глазах лукавочки бегают. Хочешь сюрприз мне сделать.
- Ну что ж поделать – сюрприз не удался! Угадала. Папа ждет нас возле детского сада.
Вопросы: О чем свидетельствуют реакции ребенка? Какие выводы следует сделать для себя взрослым? Проанализируйте, как реагирует ваш ребенок на ваше настроение. (Приведите примеры)
Важно подчеркнуть. Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или потребовать проявления к ним снисходительности, непреклонны,
раздражены или благодушно настроены.
Ведущий: К сожалению не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству. Всем родителям необходимы педагогические знания, ведь с рождением ребенка, они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Родителям следует сообщать не только педагогические знания, стимулировать их интерес к проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. И главной тенденцией в этом следует считать обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.
6
2) Упражнение (игра) «Закончи предложение».
Возьмите, пожалуйста, по листочку бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или несколькими словами.
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится (жить с чувством вины).
4. Ребенок живет в терпимости, он учится (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится (быть благодарным).
6. Ребенок растет в честности, он учится (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится (находить любовь в мире).
11. Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать (что
ребенок такой же равноправный человек)
12. Если ребенок провинился (определить причину)
13. Если ребенок капризничает, тем самым выводит меня из себя, я…
(оставляю ребенка наедине с собой, чтобы подумал над своим поведе-
нием)
Ведущий: А теперь давайте отдохнем и поиграем.
3) Психологическая игра – рекомендация «Рассерженные шарики»
Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучу приемам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.
Родители встают в круг (они дети). Ведущий – это мама – предлагает детям научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребенку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика –
7
это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злиться, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».