Елена Юрьевна Шайхелисламова
Родительский клуб «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: долгосрочный проект по взаимодействию с родителями. Предназначен для совместной работы родителей, воспитателей, детей, музыкального руководителя. Можно привлечь к работе психолога и логопеда.
Положение
о родительском клубе «Волшебные ладошки»
Пояснительная записка
Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
Публикация «Родительский клуб „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
Сухомлинский писал: «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьей является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных стандартов. Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, нами организована комплексная система работы с родителями с целью воспитания гармонично развитой личности, которое не возможно без художественно-эстетического воспитания. Ведь музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (П. М. Теплов). Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер.
Иновационность проекта: использование музыкотерапии, сказкотерапии и арттерапии. В работе проекта участвуют одновременно: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.
Тип проекта:
Практико – ориентированный, детско – взрослый, долгосрочный, внутригрупповой.
Продолжительность 3 года, начиная со второй младшей группы.
Девиз клуба:
Ладошка в ладошке, потому что все мы – одна большая, дружная семья!
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность родительского клуба «Волшебные ладошки».
1.2. Родительский клуб создан для оказания педагогической и социальной помощи молодым родителям.
1.3. Родительский клуб является одной из форм взаимодействия воспитателей и музыкального руководителя с семьей.
1.4. Работа клуба основывается на соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей, законов РФ в области образования, нормативных документов, настоящего положения.
1.5. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.6. Цель клуба: Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании их ребенка, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей, в построении взаимоотношений между детьми, родителями и воспитателями.
2. Основные задачи и содержание работы клуба
2.1. Задачами клуба являются :
- довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
- воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости, пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
- обучить родителей общению с детьми, оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
- вовлечь родителей в совместную с детьми творческую, социальную личностную деятельность, направленную на повышение их авторитета.
2.2. Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
2.3. Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
2.4. Использовать различные формы сотрудничества с родителями.
2.5. Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
2.6. Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
2.7. Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
2.8. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:
-преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
-относиться к ребенку как к равному;
-понять, что не допустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
-знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
-проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
-установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
3. Основная деятельность
3.1. Работа клуба организована по трем этапам.
1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
2. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
3. Непосредственная работа «Родительского клуба».
3.2. Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является:
• моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о закономерностях развития ребенка, тем самым, обогащая свой жизненный опыт и, как следствие:
• научиться всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
• иметь адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
• расширить личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
• получить профессиональную педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.
3.3. На заседании родительского клуба используются следующие методы:
• метод игры – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
• метод совместных действий – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
• метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
• метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
• метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
• метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
• метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т. е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
4. Условия работы клуба
4.1. Заседания клуба по согласованию с родителями проводится с частотой 2 встречи в месяц. Заседания проходят в форме игровых совместных занятий с элементами театрализации и с использованием на занятии песен и танцев.
4.2. Работа клуба проводится в соответствии с данным положением и согласно годового плана клуба.
4.3. Тематика заседаний должна касаться только детей и их проблем или родителей и их проблем в воспитании своих детей.
4.4. Формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и пр.
5. Предполагаемый результат
5.1. Повышение педагогической культуры родителей.
6. Модель организации работы родительского клуба:
Родительский клуб организован на базе консультативного пункта.
Формы работы:
игры и упражнения;
музыкально-танцевальные этюды;
моделирование проблемных ситуаций;
презентация информационных буклетов;
подвижные игры, дидактические игры;
художественно-творческая деятельность;
элементы арттерапии, сказкотерапии, музыкотерапии.