Анастасия Репкина
Родительский клуб «Радость общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский клуб
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ДЕТСКИЙ САД №27»
Программа клубной работы с родителями
Составила :
Нестеренко Анастасия Дмитриевна
МБДОУ ДС№27
Анжеро – Судженск
2020 г.
Пояснительная записка
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачва)
Публикация «Родительский клуб „Радость общения“» размещена в разделах
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, и др. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей их. А. С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должен быть детский сад, как представитель государственного воспитания. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от "заказа общества". В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. В семье, где подрастают дети, у родителей из года в год появляются все новые и новые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами, непослушанием и т. д. Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь других структур отдалена от места жительства семьи или не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребенок равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения, в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Как показало изучение специфики семей групп раннего возраста, родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли в стены ДОУ и волнуются за своих детей? К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы. На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста. Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Радость общения» на базе МБДОУ «ДС №27». Программа родительского клуба «Радость общения» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы. Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, педагоги и специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в образовательном процессе с целью развития личности ребёнка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности. Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования нетрадиционных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей, содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей : Информационный экран «Будь здоров, малыш!», консультации медсестры, памятки и буклеты «Родителям о детях раннего возраста», сборник адаптационного инструментария способствует повышению эффективности процесса взаимодействия педагогов и специалистов МБДОУ и семьи, планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности. Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя. Целью программы является создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи программы:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
2. Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
3. Поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
4. Привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей. Реализация программы родительского клуба рассчитана на 1 год (время пребывания детей в группе раннего возраста, место реализации МБДОУ «Детский сад №27»).
Участники реализации программы: Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Программа включает в себя 4 -5 заседаний. Остальные встречи могут, проводятся в форме экскурсий, совместного проведения игрового развлечения, консультаций, дня открытых дверей. Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность. Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час, что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы. Для лучшего сотрудничества составлен план тематических встреч. В зависимости от тематики заседания, работа в клубе проводится с родителями.
Ожидаемые результаты программы:
1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.
2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.
4. Повышение степени включённости родителей в образовательный процесс детского сада.
Способы проверки ожидаемых результатов: Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.
План работы родительского клуба «Радость общения»
на 2018-2019 учебный год
Месяц Темы заседания Содержание Задачи Ответственный
Август «Давайте познакомимся» 1. Анкета- знакомство Выявление запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания. Изучение специфики каждой семьи.
Руководитель клуба
Сентябрь Первое заседание клуба «Здравствуй детский сад!»
1. Экскурсия по ДОУ (Музыкально-,физкультурный зал, медицинский и процедурный кабинеты, кабинеты специалистов).
2. Демонстрация видеофильма «Как мы в садике своём очень весело живём!».
3. Наглядная информация «Что нужно знать родителям о адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ».
4. Оформление информационного стенда «Будь здоров малыш» 1. Знакомство с руководителем клуба и его специалистами
2. Ознакомление с планом работы на уч. год
3. Налаживание взаимоотношения с родителями
4. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
5. Установление психологического контакта с родителями
6. Преодоление барьера недоверия к ДОУ
Руководитель клуба
Декабрь Второе заседание клуба «Здоровье малыша в ваших руках!» 1. Консультация от медицинского работника.
2. Презентация «Особенности детей раннего возраста».
3. Мастер-класс
«Новогодняя мастерская».
4. Семейный конкурс на лучшую снежную постройку «Снеговичок».
5. Инновационные формы работы с родителями. Посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой.
(по просьбе родителей) 1. Оказание консультативно- профилактической помощи родителям, повышение педагогической компетентности родителей.
2. Получение от родителей информации об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. 3. Формирование у родителей практических умений здоровьесбережения.
4. Создать праздничную атмосферу.
5. Оказать практическую помощь в изготовлении новогодних украшений.
6. Вызвать желание участвовать в оформлении группы.
7. Налаживание положительного взаимоотношения. Руководитель клуба
Медицинский работник
Март Третье заседание клуба
День открытых дверей
«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» 1. Присутствие родителей на просмотре режимных моментов.
2. Консультация «Чем занять ребёнка, когда мама хочет отдохнуть».
3. Фотоколлаж «Мой ребенок в детском саду».
4. Практикум «Игры детей раннего возраста.
5. Консультация от музыкального руководителя. 1. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ.
2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.
3. Налаживание взаимоотношения с семьями.
4. Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации.
5. Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей ребёнка) в вопросах о благотворном влиянии музыки на развитие дошкольников. Руководитель клуба
Музыкальный руководитель
Май Четвертое заседание «Как мы повзрослели» 1. Фотовыставка «Мы уже не крошки, подросли немножко».
2. Семейный конкурс «Разноцветные ладошки». (нетрадиционная техника рисования, организация выставки)
3. Консультация логопеда.
4. «До новых встреч» 1. Проявление родительского интереса к жизни детей в ясельной группе
2. Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей.
3. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
4. Просмотр видеоархива родительского клуба «Радость общения». Подведение итогов. Обсуждение планов на будущее.
Руководитель клуба
Логопед
Список литературы
1. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. П Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - № 9. - 52 - 58 с.
2. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. В. Байбородова // - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. - Ярославль:// Академия, 2006. - 320 с.
4. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. -метод. Пособие [Текст] / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина. - // Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова //Дошкольное воспитание, 2004. - № 1. - 60 - 68 с.
6. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 3. - 87 - 91 с.
7. Дуброва В. П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие [Текст] / В. П. Дуброва// - Минск, 1997. -74 с.
8. Доронова Т. Н., Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М. : Просвещение, 2005. -- 190 с.
9. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей [Текст] / В. Н. Гуров. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 160 с.
10. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е. С. Евдокимова. //- М. : ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.
11. Зверева О. Л., Кротова, Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ :методический аспект» [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. // М. : Сфера, 2005. - 80 с.
12. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. // М. : Сфера, 2004 - 112 с. Козлова С. А. ,
13. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова, - М. : Академия, 2006. - 434 с.
14. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 232 с.
15. Леонтьева А., Лушпарь, Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание, 2005. - № 8. - 57 - 59с.
16. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
17. Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад
18. Чечет В. В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / В. В. Чечет, Т. М. Коростелева. - Минск: Университетское, 2000. - 158 с