Камал Калибаева
Родительская конференция «Воспитываем юного читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительская конференция
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –
в годы отрочества душа подростка будет пустой,
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Родительская конференция „Воспитываем юного читателя“» размещена в разделах
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Желательно, чтобы книга вошла в мир ребёнка как можно раньше. Главная цель чтения - обогащение детского мира. Книга способна сделать жизнь ребенка интересной, полной, подарить радость от волшебных и необычайных открытий, объяснить ребенку законы общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
В МАДОУ «Сказка» 30.11. 2016г., в музыкальном зале, прошла родительская конференция. Педагоги ДОУ в общении с родителями постарались привлечь внимание к общей проблеме, которая касается всех детей, -дети стали меньше интересоваться книгами. Всё больше внимание поглощено компьютерными играми, просмотру мультфильмов. Как научить детей полюбить книги, приобщить к чтению художественной литературы, как вырастить из детей будущего читателя? Педагог- психолог Браева Е. П. в своем выступлении представила результаты анкетирования родителей по поводу семейного чтения, приобщению детей к детской литературе. Все родители воспитанников считают, что чтение должно обязательным, ежедневным, разносторонним, но дома в основном читают детям их мамы. Посещают детскую библиотеку только 10% опрошенных родителей, детская домашняя библиотечка есть далеко не у каждого ребенка. Проведенное интервьюирование среди детей старшего дошкольного возраста показало, что дети не всегда могут назвать любимую книгу или героя. Зачастую дети называют понравившиеся мультфильмы и мультипликационных героев. В своих выступлениях воспитатели МАДОУ «Сказка» рассказали родителям о том, какая работа проводится в группах. Воспитатели старшей группы №11 Ляпустина Н. Ю., воспитатель старшей группы №5 Кузнецова Т. Н. и воспитатель подготовительной к школе группы №10 Биккузина С. Т. познакомили родителей с проектами «Книги- мои друзья!». Совместно с детьми и их родителями воспитатели организовывали экскурсии в городскую детскую библиотеку, на почту, в типографию, организовывали «Встречи с интересными людьми». Проводили познавательные эксперименты по созданию в условиях группы и в домашних условиях бумагу. Такие эксперименты увенчались успехом, каждый ребенок сделал свой лист бумаги, на котором можно было написать или нарисовать. Совместно с родителями дети делали дома собственные книжки, разнообразные по тематике. Семейному творчеству не было предела! Воспитатель младшей группы Калибаева К. А. представила маму из своей группы, которая вместе с сыном изготовили книжку- малышку и попросила ее рассказать о том, как книга создавалась и какое участие принимал ребенок. А мама двух замечательных двойняшек рассказала, как она дома вместе с папой приобщает малышей к чтению художественной литературы. Оказывается, они после каждого прочтения сказки в доме разыгрывают сценки, потом начинается костюмированная театрализация, отчего вся семья приходит в восторг. Учитель- логопед Заець Н. Б. рассказала о том, как правильно учить детей выразительному чтению стихотворений, почему важно учить ребенка эмоционально высказывать свои чувства и, самое главное, мысли.
Советы для родителей.
1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенные дети (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативу выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) очень нужно помочь, поддержать их. Знаете, как они ждут он нас этого?
2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
3. Репетируем дома. Прочитайте ребенку какой-то интересный текст, коротенький стишок с выражением, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки слова. Возможно, вам самим нужно будет потренироваться в том, чтобы правильно подобрать нужную манеру рассказывания. Вначале ребенок становится зрителем, потом — поменяйтесь ролями. Неожиданно для него. Страх перед выступлением поможет снять то, что ребенок будет и в роли артиста, и в роли зрителя, а если еще и неоднократно! Успех гарантирован, я вас уверяю.
4. Играем с пользой. Ролевые игры, домашний кукольный театр прекрасно помогают снять напряжение. Попробуйте проговорить одну и ту же фразу разными голосами, разными интонациями: вот мама ласково говорит: «Маша, иди сюда». А теперь попробуйте эти слова сказать сердито, а потом – с удивлением. А потом …. очень нетерпеливо.
5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
6. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным и благодарным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
7. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки. Лично я этим способом пользуюсь всегда. Причем частенько дети сами просят посмотреть на себя со стороны. Так легче добиться нужного им эффекта. Со стороны знаете как все видно и слышно!
8. Свобода выбора. Пусть малыш сам выберет, что будет читать : любимую сказку, стихотворение.
9. Приучаем к чтению. Ребёнок, которому достаточно много читают, а потом еще и обсуждают, привыкает к правильной речи.
10. Вы можете меня спросить, с какого возраста нужно читать, или учить стихи выразительно? Как только у малыша сформируется хорошая фразовая речь – можно начинать. А вот на этапе становления речи, на начальных этапах, в ясельной группе очень полезно потешки и стишки читать не выразительно, а темпо-ритмо-мелодично. Удерживая ребенка на коленках, легонько его подбрасывать и речитативом напевать, а не выразительно читать. Такая манера чтения помогает ребенку уловить речевой материал, ему пока не до наших эмоций. Ему нужны свои эмоции, которые легко укладываются в темпо-ритмо-мелодичную основу. Не забываем- у каждого возраста свои задачи.
Многие родители жалуются – малыш не хочет слушать книжки. Да, есть такая категория детей. Особенно дети с задержкой речевого развития. Им нужны не книжки, а живое общение с мамой. И для этого придется, правда, выучить наизусть эти потешки или простые стишки. И рассказывать их, глядя ребенку в лицо, держа его на коленях перед собой, сопровождая речь ритмическими движениями. А к этому, к сожалению, не все готовы.
11. Уважаемые родители. Выполняя эти несложные предложенные рекомендации, вы поможете ребёнку развивать свою речь, научиться быть уверенным во время выступления, стать более раскрепощённым. А сами получите незабываемые минуты радости от общения со своими крохами.
Желаю успеха!