Ольга Никифорова
Родительская конференция «Экологическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительская конференция на тему : «Экологическое воспитание в ДОУ»
Выступление старшего воспитателя :
С момента рождения, ребенка окружает мир природы, и первые его ощущения связаны именно с компонентами природы: светом и темнотой, Солнцем и Луной на небе, теплом и холодом, явлениями погоды - ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов природы, жизненными проявлениями разнообразных организмов, которые ежеминутно вторгаются в мир ребенка. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.
Публикация «Родительская конференция „Экологическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Формировать элементарные экологические знания и представления;
Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;
Содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.
Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.
Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.
На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Цель экспериментальной деятельности: углубление представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Для обогащения знаний и представлений экологической направленности у детей, мы используем экологические игры «Чудесный мешочек», «С какого дерева лист», «Назови детенышей», картинки с изображением фруктов и овощей, домашних животных и их детёнышей.
В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветники.
В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.
Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.
В ДОУ организуются и проводятся экологические праздники на различные темы:
Всемирный день воды;
Международный день птиц;
День земли;
Всемирный день охраны окружающей среды.
В работе по ознакомлению окружающим миром мы используем региональный компонент: детей знакомим с природой родного края, традициями и обычаями народов Башкортостана, организуем посещение Краеведческого музея.
Особое значение мы уделяем совместной работе родителей и детей, часто организуем совместные выставки. В октябре прошла очередная выставка на тему: «Осенние фантазии», в которой приняли участие родители всех групп.
Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условия детского сада. И так, я приглашаю Вас в научную лабораторию, где мы с вами проведем опыты.
Вход воспитателя : Семёновой Т. М. В своей работе я уделяю все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”
Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак первый опыт опыты: «Лимон надувает воздушный шар».
Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Следующий опыт с яйцом и водой.
Материалы:
Две одинаковые банки с водой.
Два яйца.
Поваренная соль, ложка.
Работа с материалом.
Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.
В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.
Опустить второе яйцо. Оно будет плавать.
Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо.
Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.
У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами. На столах подносы с камешками.
«Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Следующий опыт «Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома. Спасибо за внимание!
Музыкальный руководитель: Мы приглашаем Вас приять участие в хороводной игре: «А я по лугу» (русская народная песня,родители и дети встают в хоровод и выполняют движения согласно тексту песни.
Исполнение песни «Осень наступила»
Слова: Л. Некрасова,
Музыка: З. Левина
девочки группы №2,
Песня «Песенка про ежика» группа №4.
автор: Маслекнников.
Ведущий: Отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаясь сосен
И елочек. Я (Осень) .
Входит Осень (воспитатель Гаффанова Г. М.) : Здравствуйте, вы правильно отгадали загадку, это загадка про меня. А сейчас я хочу попросить Вас сказать как называется осень в сентябре, октябре, ноябре.
Ответы: сентябрь - ранняя осень,
октябрь - золота осень,
ноябрь - поздняя осень.
Осень: правильно назвали, а следующее мое задание вспомнить пословицы и поговорки об осени. Я начну, а вы продолжите, посмотрю, как вы знаете пословицы об осени.
Пословицы и поговорки
1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
4. От осени к лету, поворота нету.
5. Лето со снопами, осень с пирогами.
6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Осень: Легко справились и с этим заданием, а теперь еще загадки (Об овощах и фруктах.
Осень: А как известно осенью мы собираем урожай плодов, выходите в круг заведем хоровод «Огородная - хороводная». Музыка: Можжевелов Б., слова: Пассова А.
Осень: Молодцы, какой большой урожай собрали. Посмотрите, что в подарок я вам принесла это чудесный мешочек я предлагаю поиграть в игру угадай на ощупь. Не доставая предмет из мешочка вы должны догадаться какой овощ или фрукт у вас в руках - игра «Чудесный мешочек» (Овощи и фрукты муляжи, на ощупь вы справились, а отгадаете фрукты, овощи на вкус, а для этого я предлагаю поиграть в игру «Угадай на вкус»
(овощи и фрукты, нарезанные ломтиками на шпажках, салатницы).
Осень: Посмотрите, сколько разны овощей у меня на подносе, а что можно из ни приготовить?
Ответы: перечисление.
Осень: Сегодня я предлагаю всем вместе приготовить винегрет.
(раздача досок, тарелок с овощами, ножей, перчатки, на общем столе подсолнечное масло, соль, влажные салфетки). Приготовление винегрета.
Осень: Уважаемые родители, дорогие дети приглашаем вас в группу на совместное чаепитие.
Используемая литература:
1. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. ; «Просвещение, 2002»
3. https://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie/78-metodicheskie-trebovaniya-k-podgotovke-i-provedeniyu-eksperimentov.html
3. Николаева Н. С. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар» 1996.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.