Анастасия Афанасьева
Консультация для родителей «Готовимся к школе. Речевые навыки»
Дошкольное детство подходит к концу. Школьное обучение предъявляет к ребёнку целый ряд новых для него требований.
Успешность обучения в школе, в значительной степени, зависит от речевой готовности (наряду с физиологической и психологической, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Публикация «Консультация для родителей „Готовимся к школе, Речевые навыки“» размещена в разделах
Речевая готовность включает в себя : правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух, обогащенная, грамматически верная речь, развитая связная речь, пространственная ориентировка, хорошо сформированные графомоторные навыки.
Предлагаем для вас примерные задания, которые позволяет в той или иной мере определить уровень подготовленности речевых навыков к школьному обучению.
Звукопроизношение.
Ребенок должен правильно произносить все звуки русского языка и контролировать их произношение в связной речи.
- проговаривание слов, предложений;
- стихов, скороговорок;
Сформированность фонематических процессов:
- проговаривание слоговых цепочек: (по твердости -мягкости, звонкости- глухости)
за-са-ца, ша-жа-ща, ча-ша-ща и др;
- повтори пары слов (слова-паронимы) моряк-маяк, марка-майка, челка-телка и др;
- произнести ребенку предложение и попросить его назвать количество услышанных слов;
- дать слово и попросить посчитать количество содержащихся в нем слогов;
- определить ударный слог;
- назвать первый звук в слове, последний звук;
- определить количество звуков в слове;
- звуковой анализ слов из 4-5 звуков со стечением согласных (лист, тигр, звуки, слоги, Жучка, жучки, грачи).
Слоговая структура слова.
- проговаривание за взрослым (или по картинке) слов: сковорода, скворечник, велосипед, строительство, скороговорка, тренироваться, электричество, первоклассник, балерина, эклеры;
- проговаривание словосочетаний: трудная операция, веселые первоклассники, высокая новостройка, велосипедная дорожка;
Состояние словаря. Грамматический строй речи.
- продолжи ряд слов ( по лексическим темам: волк, лиса, еж);
- назвать одним словом группу предметов ( обобщающие понятия: тарелка, чашка, кастрюля.);
- назвать детенышей животных (кошка, коза, волк, собака, курица, корова, овца);
- «назвать ласково» (сумка, гнездо, перо.);
- «один - много» ( именительный падеж существительных: лиса - лисы, стакан - стаканы);
- «один - много» (родительный падеж, мн. ч. существительных: дерево - много деревьев, стул -много стульев, кирпич., ухо. ,.окно.);
- «скажи наоборот»( антонимы: горячий-холодный, ленивый. ,весело., низко.);
- «чей? чья?» ( притяжательные прилагательные: у собаки лапа собачья, а у кошки-. ,у льва хвост., морда медведя-,);
- «назови профессию» (дрессирует животных – дрессировщик, чинит часы – часовщик).
Связная речь.
К первому классу ребенок должен уметь составлять:
- пересказы сказок, рассказов;
- описательные рассказы о предметах, явлениях природы;
- рассказы по серии сюжетных картинок;
- рассказы из личного опыта;
- творческие рассказы.
Пространственные представления.
- показать правую руку, назвать вторую;
- поднять руки вверх-вниз, вперед;
- показать правую, левую руку у взрослого, сидящего напротив ребенка;
- на листе бумаги : показать верхний правый угол, нижний левый и тд.
Уважаемые родители, не забывайте: чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом- основными видами деятельности в школе.
Успехов в работе!
Источники:
https://afanasieva-zlatdou62.educhel.ru/articles/post/2263589
https://www.maam.ru/detskijsad/-rechevaja-gotovnost-rebenka-k-shkole-689192.html
https://infourok.ru/doklad-na-temu-razvitie-rechi-formirovaniya-rechevih-umeniy-i-navikov-u-detey-706093.html